Деятельность преподавателя по формированию у учащихся умений и навыков работы с книгой успешной лишь в том случае, если она осуществляется целенаправленно и систематически.       Обучение учащихся умениям самостоятельного учебного труда можно и нужно проводить при изучении всех предметов.

       При овладении учащимися новым материалом рекомендуется:

1) самостоятельно изучать отдельные вопросы программы;

2) составить план текста;

3) выписать примеры, цитаты;

4) читать дополнительную литературу;

5) написать доклад, сообщение, реферат по отдельным вопросам данной темы.

       Нужно шире использовать учебник для углубления и закрепления знаний учащихся на уроке, составление простых и развернутых планов по материалам данного урока или данного и предыдущего уроков, чтение параграфа после объяснения преподавателя и подготовка ответов на вопросы; выполнение упражнений по учебнику, работа со словарями и справочной литературой и др.

       При обобщении и повторении учебного материала учащимся предлагаются следующие задания: самостоятельное повторение важнейших вопросов темы; составление диаграмм, таблиц, схем, обобщающих пройденный материал; написание тезисов и конспектов по основным вопросам изученной темы; подготовка рефератов и докладов и т.д

           Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке различные дидактические приёмы. Проведем в качестве примеров некоторые из них.

           После изложения нового материала, перед тем как предложить учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, нужно провести вводную беседу по его содержанию, обратив особое внимание на основные положения, разъяснив значение трудных для понимания слов и выражений. Затем учащиеся самостоятельно читают текст и проводят коллективный его анализ под руководством преподавателя: выделяют теоретические положения и фактический материал, указывают их расположение и соотношение, делят текст на логические законченные части, определяют в каждой части главную мысль. После разбора текста необходимо проверить, как учащиеся усвоили содержание. Ответы, высказанные учащимися, преподаватель уточняет и корректирует с помощью вопросов, замечаний и дополнений, а также ответов учащихся с места.

Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили новые понятия, можно предложить им:

- прочитать определение понятия;

- выделить и записать в тетради главные признаки понятия;

- объяснить значение каждого признака понятия;

- показать взаимосвязь между отдельными признаками понятия.

         Несколько более сложным является следующий дидактический прием. Преподаватель сообщает новый материал, а затем предлагает учащимся прочитать параграф учебника. Перед началом объяснения нового материала дает учащимся задание: сравнить то, что они услышали с тем, что написано в учебнике, или дополнить рассказ преподавателя примерами из книги; найти в тексте примеры на данное правило, сформированное преподавателем, и т.п. Заранее поставленная цель заставляет учащихся быть внимательными и к объяснению преподавателя, и к материалу учебника. После чтения параграфа преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы или проводит с ними беседу.

       Можно после самостоятельного чтения провести коллективное чтение по абзацам с последующим разбором материала. Каждому абзацу дается название, часто в вопросительной форме. Наиболее удачные названия записываются на доске и в тетради.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ

1) Прочитайте весь текст. Выдели в тексте главные мысли.

2) Не пропускай непонятных для тебя мест текста. Разберись в них сам или получи консультацию преподавателя. Хорошо запоминается лишь то, что понятно.

3) Осмысленное запоминание в 20 раз эффективнее механического.

4) Запоминай не отдельные слова и фразы, а идеи и мысли автора.

5) При чтение внимательно смотри на рисунки, чертежи. схемы, карты, таблицы. Разберись в них. Если требуется, проделай необходимые вычисления.

6) Если в тексте есть ссылки на ранее пройденный материал, вспомни его или прочитай вновь соответствующий параграф учебника.

7) Самостоятельно изложи материал, сформулируй определения, сделай выводы. Прочти текст еще раз и проверь правильность твоих ответов.