Психологическая служба колледжа
В ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий с 1999 года функционирует психологическая служба. Она является структурным подразделением среднего специального учебного заведения.
В колледже созданы оптимальные условия для оказания комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса. Кабинет психолога функционирует в двух корпусах. Кабинет психологической разгрузки работает во втором корпусе. Материально-техническое обеспечение, необходимое для организации деятельности психологической службы, включает в себя аппаратно-программный психодиагностический комплекс МУЛЬТИПСИХОМЕТР, который предназначен для комплексной оценки уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизических свойств и характеристик функционального состояния по результатам выполнения тестовых заданий и их комбинаций.
В кабинете психологической разгрузки «Весенний сад» в ходе образовательного процесса проводятся релаксационные занятия. Проведению занятий способствует следующее оборудование: световой проектор «Жар-Птица»; ковер «Звездное небо»; «Пузырьковые колонны»; плазменная панель «Северное сияние»; сухой душ «Ромашка»; зеркальный шар. Они предназначены для снятия нервного и мышечного напряжения, для фокусировки и стимуляции зрения, для развития фантазии и воображения, так же они предназначены для тренировки глазодвигательного анализатора и тактильных ощущений.
Аудиовизуальный комплекс «ДисНет» содержит в себе диагностические методики, аудиовизуальные фильмы, мобилизирующие и релаксационные сеансы, которые создают атмосферу безопасности, спокойствия, увеличивают интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Вышеперечисленное оборудование создает условия для освоения новых ощущений и обеспечивает полноценную релаксацию релаксации.
Работа психологической службы колледжа осуществляется в I корпусе кабинет № 317 под руководством педагога-психолога Пушкарёвой Анны Александровны, во II корпусе кабинет № 118, 119 под руководством педагога-психолога Богаткиной Марины Александровны.
Работа психологической службы колледжа
Содержание работы психологической службы колледжа связано с решением вопросов профилактики, диагностики и коррекции трудностей развития студентов, их обучения и воспитания.
Цели психологического сопровождения:
- создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
- научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- формирование социальной адаптации студентов.
Задачи работы педагога-психолога:
- организовать психолого-педагогическую поддержку студентов и педагогического коллектива;
- проводить профилактику девиантного поведения студентов;
- оказывать индивидуальную психологическую помощь студентам;
- определить критерии личностного развития студента с точки зрения личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании;
- оказать помощь студентам в профессиональном самоопределении;
- организовать работу со студентами, состоящими на учёте в ОДН;
- проводить профилактику употребления ПАВ, алкоголя, наркотиков среди студентов колледжа.
Задачи социально-психологического сопровождения конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:
1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.
2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.
3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.
4 курс. Основная задача – расширение самостоятельной работы по подготовке к профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса производственных практик с соответствующими выводами.
Основные направления работы педагога-психолога:
1. Диагностическая деятельность:
– создание банка социально-психологических данных по каждому обучающемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в студенческом и педагогическом коллективах.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи обучающихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости обучающихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.
3. Консультативная и профилактическая деятельность:
– применение здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: веселые старты, спартакиада, дни здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия с целью профилактики вредных привыче.
4. Коррекционно-развивающая работа:
– обучающимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– участие в заседаниях “Совета профилактики”;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.
5. Просветительская работа:
– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с обучающимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, вопросов по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.
6. Научно-методическая работа:
– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период.
7. Сотрудничество с организациямипо вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, центры социально-психологической помощи “Мир”, «Доверие»).
В целом работа строится по двум направлениям:
- Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.
- Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.
Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней обучающимися, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.
В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.
Методические рекомендации
Психолого-педагогический консилиум