Работа студентов по каждому из вопросов и заданий для семинаров включает несколько последовательных этапов:


  • сбор материалов;

  • отбор собранных материалов;

  • анализ и редукция отобранных материалов;

  • синтез результатов анализа, т. е. формулирование выводов;

  • оформление результатов работы.


Сбор материалов — это определение круга источников, необходимых для всестороннего ответа на вопрос.

Круг источников определяется по названию работ, созвучных разрешаемому вопросу.

К обязательным источникам относятся:

1) философские труды мыслителей прошлого и современности по изучаемой проблематике;


2) учебная и монографическая литература (учебники, сборники научных трудов, учебные пособия и комплексные исследования, монографии);


3) научные и публицистические статьи, опубликованные в журналах и газетах;

4) словари: толковые, философские, иностранных слов и т. п.


При выборе источника учитывается год его издания. В первую очередь следует уделить внимание изданиям последних лет, основанным на анализе действующего законодательства и практики его применения, в которых учитываются актуальные достижения науки и отражаются современное социально-экономическое и политическое состояние страны, тенденции развития законодательства.

Важно также изучить более ранние издания, относящиеся к классике юриспруденции, поскольку они помогают провести исторический анализ и выявить суть изучаемых правовых явлений.

Объем собранных источников зависит от содержания вопроса и количества времени, установленного для самостоятельной работы студентов, регулируется преподавателем путем указания на обязательные к изучению конкретные материалы.

Изучение собранных материалов включает неоднократное прочтение, каждое из которых подчинено различным целям.

Первое прочтение источников – ознакомительное.

Второе прочтение (возможно и третье, четвертое и т. д. до достижения цели – по желанию студента) имеет целью отбор информации, необходимой для ответа на вопрос. При втором прочтении производится одновременный анализ информации на предмет ее относимости к сути рассматриваемого вопроса и достаточности для ответа на него.

Критерием отбора является заранее разработанная формула (алгоритм) выполнения задания, которая может быть предложена преподавателем либо разработана студентом самостоятельно.

Рекомендуется не выбирать информацию, а отбирать, т. е. исключать не относящуюся к сути вопроса и излишнюю информацию (примеры, разъяснения, повторы и т. п.).

Исключение информации возможно различными способами и зависит от используемых средств.

В собственных источниках возможно зачеркивание исключаемой информации. В полученных в библиотеке источниках зачеркивание, пометки, иные записи не допускаются, поэтому следует использовать ксерокопии изучаемых частей (глав, параграфов, пунктов), в которых производить зачеркивание.

Наиболее удобными для отбора являются электронные ресурсы, информация из которых копируется в файлы. Работа с файловыми текстами осуществляется с использованием средств правки: вырезание, выделение жирным шрифтом, курсивом, цветом и т. д.

В результате отбора информации создается краткий текст только существенной информации.

Анализ отобранного материала.Отобранные (выделенные, записанные отдельно) материалы прочитываются ещё раз с целью уяснения их сути, перевода на собственный язык понимания (редукции) и определения места в формуле ответа на вопрос. При этом могут применяться различные методы анализа: исторический, логический, сравнительный, синтаксический и др.

Формулирование выводов (синтез).Выявленная суть и место отобранного материала способствуют формулированию выводов (синтезу).

Выводы должны формулироваться по правилам логики, лексики и синтаксиса русского языка. При этом они должны быть краткими, ясными (понятными, не допускающими неоднозначное толкование) и исчерпывающими.

Оформление результатов работыподчиняется требованиям о форме, установленным для каждого типа заданий.

Выделяются следующие типы заданий: написать конспект ответа на вопрос, реферат, эссе; подготовить презентацию; сформулировать понятие; назвать различия (вопросы о различиях); перечислить отличия (вопросы об отличиях); отметить особенности (вопросы об особенностях); составить схему; составить таблицу; составить проект правового документа.

Конспект ответа на вопрос – это краткое письменное изложение ответа на вопрос своими словами, свидетельствующими о понимании как сути вопроса, так и ответа.

Конспект ответа на вопрос может содержать описание решения. В любом случае, он должен включать все необходимые для разрешения вопросов элементы.

Дополнительная информация