Работа студентов по каждому из вопросов и заданий для семинаров включает несколько последовательных этапов:
сбор материалов;
отбор собранных материалов;
анализ и редукция отобранных материалов;
синтез результатов анализа, т. е. формулирование выводов;
оформление результатов работы.
Сбор материалов — это определение круга источников, необходимых для всестороннего ответа на вопрос.
Круг источников определяется по названию работ, созвучных разрешаемому вопросу.
К обязательным источникам относятся:
1) философские труды мыслителей прошлого и современности по изучаемой проблематике;
2) учебная и монографическая литература (учебники, сборники научных трудов, учебные пособия и комплексные исследования, монографии);
3) научные и публицистические статьи, опубликованные в журналах и газетах;
4) словари: толковые, философские, иностранных слов и т. п.
При выборе источника учитывается год его издания. В первую очередь следует уделить внимание изданиям последних лет, основанным на анализе действующего законодательства и практики его применения, в которых учитываются актуальные достижения науки и отражаются современное социально-экономическое и политическое состояние страны, тенденции развития законодательства.
Важно также изучить более ранние издания, относящиеся к классике юриспруденции, поскольку они помогают провести исторический анализ и выявить суть изучаемых правовых явлений.
Объем собранных источников зависит от содержания вопроса и количества времени, установленного для самостоятельной работы студентов, регулируется преподавателем путем указания на обязательные к изучению конкретные материалы.
Изучение собранных материалов включает неоднократное прочтение, каждое из которых подчинено различным целям.
Первое прочтение источников – ознакомительное.
Второе прочтение (возможно и третье, четвертое и т. д. до достижения цели – по желанию студента) имеет целью отбор информации, необходимой для ответа на вопрос. При втором прочтении производится одновременный анализ информации на предмет ее относимости к сути рассматриваемого вопроса и достаточности для ответа на него.
Критерием отбора является заранее разработанная формула (алгоритм) выполнения задания, которая может быть предложена преподавателем либо разработана студентом самостоятельно.
Рекомендуется не выбирать информацию, а отбирать, т. е. исключать не относящуюся к сути вопроса и излишнюю информацию (примеры, разъяснения, повторы и т. п.).
Исключение информации возможно различными способами и зависит от используемых средств.
В собственных источниках возможно зачеркивание исключаемой информации. В полученных в библиотеке источниках зачеркивание, пометки, иные записи не допускаются, поэтому следует использовать ксерокопии изучаемых частей (глав, параграфов, пунктов), в которых производить зачеркивание.
Наиболее удобными для отбора являются электронные ресурсы, информация из которых копируется в файлы. Работа с файловыми текстами осуществляется с использованием средств правки: вырезание, выделение жирным шрифтом, курсивом, цветом и т. д.
В результате отбора информации создается краткий текст только существенной информации.
Анализ отобранного материала.Отобранные (выделенные, записанные отдельно) материалы прочитываются ещё раз с целью уяснения их сути, перевода на собственный язык понимания (редукции) и определения места в формуле ответа на вопрос. При этом могут применяться различные методы анализа: исторический, логический, сравнительный, синтаксический и др.
Формулирование выводов (синтез).Выявленная суть и место отобранного материала способствуют формулированию выводов (синтезу).
Выводы должны формулироваться по правилам логики, лексики и синтаксиса русского языка. При этом они должны быть краткими, ясными (понятными, не допускающими неоднозначное толкование) и исчерпывающими.
Оформление результатов работыподчиняется требованиям о форме, установленным для каждого типа заданий.
Выделяются следующие типы заданий: написать конспект ответа на вопрос, реферат, эссе; подготовить презентацию; сформулировать понятие; назвать различия (вопросы о различиях); перечислить отличия (вопросы об отличиях); отметить особенности (вопросы об особенностях); составить схему; составить таблицу; составить проект правового документа.
Конспект ответа на вопрос – это краткое письменное изложение ответа на вопрос своими словами, свидетельствующими о понимании как сути вопроса, так и ответа.
Конспект ответа на вопрос может содержать описание решения. В любом случае, он должен включать все необходимые для разрешения вопросов элементы.