Дискуссия  о наркотиках.

Хотя  для некоторых и  кофе своеобразный наркотик, но мы сегодня поговорим о  вещах, которые наносят более серьезный вред организму.

Вопросы для обсуждения:

Назовите причины, по которым подростки употребляют наркотики?

(Дать время для обсуждения, выслушать ответы).

Разберем несколько причин.

Причины Последствия

За компанию

Модно

Назло родителям

Чтобы испытать новые ощущения

Смерть от передозировки

Потеря уважения окружающих

Гепатиты и СПИД

Конфликты с родителями

Вывод при обсуждении: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

Есть две причины, по которым множество начинают употреблять наркотики. Эти причины часто связаны между собой, это-

1. Любопытство

  1. «От нечего делать», то есть от безделья, своей незанятости

Любопытство, любознательность – это очень ценное качество. Так как все великие изобретения делаются именно такими людьми – неравнодушными изобретателями, всюду сующими свой нос. Но иногда это приводит к трагедии, как в случае с наркотиками.

Так что же мы можем посоветовать тем ребятам, которые очень любопытны, как они смогут удовлетворить свое любопытство безопасным путем? Чем им можно занять себя? Подберите командой не менее 10 вариантов ответов: 10 видов деятельности для любознательных, изобретательных ребят.

(Дать команде время на обсуждение. Выслушать ответ).

Варианты:

-          путешествия по разным городам

-          студии и кружки по техническому моделированию

-          чтение разных энциклопедий

-          чтение литературы про изобретателей и изобретения

-          участие в различных конкурсах для юных изобретателей и конструкторов и т. д.

Не забывайте о том, что любопытство – это двигатель прогресса и всей нашей жизни. Будьте любопытны и всем интересуйтесь, удовлетворяйте это качество безопасным путем. Помните, что жизнь – это самое ценное, что есть у нас.

Не экспериментируйте со своей жизнью!

Одна из причин: желание испытать острые ощущения, оказаться в экстремальной ситуации.

Вопрос: Как испытать острые ощущения, не прибегая к наркотикам?

Группе дается время придумать не менее 10 вариантов ответов.

(Выслушать ответы).

И можно  предложить свои варианты:

1. Прыжки с парашютом.

2. Альпинизм.

3. Сплав на плотах по горным рекам.

4. Мотогонки.

5. Авторалли.

6. Полеты на дельтаплане.

7. Прыжки с трамплина.

8. Купание в проруби после парной бани.

Поверьте, ощущения от всех этих видов деятельности гораздо более сильные, чем от наркотиков, к тому же это не разрушает здоровье человека и его жизнь. Напротив, человек, занимающийся этими видами спорта, становится смелым, очень волевым и жизнестойким. А уж положительных эмоций и острых ощущений – хоть отбавляй!

Нужно учиться говорить «нет», в разных ситуациях это можно сделать по-разному.

Задание группе. Придумайте  не менее 5 способов, как сказать «нет».

Обсуждение предложений.

Предложения ведущего:

  1. Причин для отказа от разной «дури» — воз и маленькая тележка. Иногда можно приврать ради пользы дела.
  2. Десять способов сказать «нет»:
        • Эта дрянь не для меня
        • Не сейчас и не сегодня.
        • Есть увлечения и покруче!
        • Я в «завязке».
        • Нет уж, у меня и так вагон неприятностей.
        • Ты что? У меня аллергия!
        • Мои мозги мне пока не лишние.
        • Я уже попробовал – это мура!
        • Я не хочу умственно отсталых детей.
        • Я не тороплюсь на тот свет
  3. Когда трудно отказаться от какой-нибудь коллективной глупости вроде наркотиков, подумай: зачем бежать вместе со стадом? Оставайся собой!..
  4. И ты не должен извиняться, говоря «нет»! Ты сам хозяин своим словам и поступкам.

 

Остров рассуждения. (30 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Материалы: 4 листа бумаги из которых написано одно из следующих утверждений: «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».

Прикрепите подготовленный листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты.

Ведущие зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы0. После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и стать у тех листов ватмана, на которых отражены их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

 Спорные утверждения.

  1. Наркомания – это преступление.
  2. Легкие наркотики безвредны.
  3. Наркотики повышают творческий потенциал.
  4. Наркомания – это болезнь.
  5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  7. Наркомания излечима.
  8. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
  9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  10. Наркоман можно умереть от СПИДа.
  11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  12. По внешнему виду можно определить он наркоман или нет.
  13. Наркоман может умереть от передозировки.
  14. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  15. Наркомания неизлечима.

       16.  Программа обмена шприцов стимулирует распространение наркомании.

17. Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.

18. Лечение и реабилитация наркопотребителей должно быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

19. Наркоманы – это не люди.

20. Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.

21. Легкие наркотики нужно разрешить, чтобы решить проблему опийной наркомании.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Примечание: проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

Существует такое представление в подростковой среде, что человек, который начал употреблять наркотики, всегда может остановиться, не перейти ту черту, за которой начинается наркотическая зависимость. То есть многие ребята считают, что они вполне справятся с ситуацией, и сумеют вовремя остановиться, какое-то время будут употреблять наркотики, а потом бросят, когда захотят. Так ли это?

(Дать команде время на обсуждение. Выслушать ответ).

Ответ: нет — это очередной миф. Как правило, человек, независимо от возраста, не в состоянии проконтролировать, когда может появиться зависимость от наркотиков. Это зависит от многих причин. У кого-то зависимость развивается долго, а у кого-то почти моментально. Это может зависеть и от самого наркотика. От некоторых наркотиков зависимость развивается уже от первой инъекции – например, от героина. Затем, сильное увлечение наркотиками ослабляет контроль. Начав употреблять наркотики,— шансы бросить их стремительно уменьшаются. Никто не может контролировать ту границу, за которой появляется зависимость.

Вывод: эксперименты с наркотиками недопустимы, любопытство не оправдано!

                        Никогда, ни при каких обстоятельствах не прикасайтесь к наркотикам!

«Жизнь с болезнью» (30 минут)

Цель: осознание участниками проблем, связанных с наркоманией, изменение взглядов на проблему наркопотребителей.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки ан каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5×5 см) и просит написать: на 4 листочках – название любимых блюд, на 4 – названия любимых занятий, увлечений, на 4 – имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотиков. За любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать  по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листочку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

Обсуждение.

  • Как себя чувствовали участники во время игры?
  • Как себя чувствуют себя сейчас?
  • С чем или кем труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того, чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, что никто из вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой… и т. д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.

Можно провести ритуал «деролинга» (снять игровые роли с участников). Каждый руками как бы стряхивает с себя роль, называя себя по имени («я больше не человек, зависящий от наркотиков, я – Аня.) Такой ритуал полезно проделывать после каждой ролевой игры, чтобы участник мог эмоционально отсоединиться от своей роли.

Если накал эмоций остается очень высоким, сделайте небольшой перерыв (15 минут) или проведите упражнение на снятие тревожности.

Комментарий.

Необходимо соблюдать осторожность при проведении данной игры, так как в группе могут быть участники, попробовавшие наркотики или находящиеся в той или иной стадии зависимости. В этом случае данная игра может оказать разное воздействие, с одной стороны, показать насколько опасно дальнейшее употребление, а, с другой – вызвать у человека чувство безысходности. Еще раз вспомним заповедь тренера, как и врачане навреди! Если пока не уверен в своих силах, лучше выбрать игру попроще. (Напомним еще раз, что при подготовке подобного рада тренинга важную роль играет предварительный отбор участников группы с помощью интервью или анкетирования, в ходе которого ведущий устанавливает контакт с каждым потенциальным участников, проводит сбор информации и принимает решение об участии или неучастии данного подростка в тренинге).

Существует множество мифов, связанных с наркотиками.

Миф № 1: многие молодые люди считают, что есть легкие наркотики, например, марихуана, от которых не развивается физической зависимости. По этой причине они считают этот наркотик не опасным для здоровья и жизни.

Вопрос группе: «Как вы считаете, так ли это? Аргументируйте».

Ответ: во-первых, существует такое явление, как привыкание к наркотику, и затем, следует увеличение дозы.

Во-вторых, он начинает общаться в средах, где употребляются различные наркотики, и тем самым, втягивается в это еще больше.

Поэтому, марихуана – это не безопасный наркотик. Это очередной миф. Вы должны знать, что безопасных наркотиков НЕТ!!!

«Отказ» (40 минут)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыкам уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Группа делится на 3 подгруппы. Каждой  группе предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить у тебя дома какие-то вещи;
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям что какая-то его вещь лежит у тебя дома.

Задание подгруппам: в течение 7 минут, придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – отказывающегося»

Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа:

 Уверенный, агрессивный, неуверенный.

Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Комментарий: если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияние тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

 

 

«Гора жизни»

Способ проведения1: по каждому этапу ведущий делает схематичные рисунки на доске и комментирует.

Способ проведения2: («Живая скульптура»): ведущий может пригласить участника группы в качестве модели, поставить его  в центр на небольшое возвышение (табурет) и на нем как на живой скульптуре показывать жизненные связи, используя для этого веревки и других участников в качестве различных ролей. После этого всем участвовавшим предлагается высказаться, что они чувствовали в своей роли на каждом этапе и при происходивших изменениях.

1. (рисунок) Человек стоит на горе. Эта гора – символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей: (веревок, канатов, шнурков), возможные названия которых: семья, любовь, работы, друзья, деньги, секс, увлечения, творчество. (При варианте разыгрывания стоящий в центре обвязывается вокруг пояса веревку, второй конец которой находится в руках у участника, символизирующего ту или иную жизненную связь.)

Попросите слушателей дополнить этот список – подрисовывая на рисунке поддерживающие человека веревочки.

2. (рисунок) Человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Комментарий к рисунку. Когда какая-то «Связь» истончается или рвется (т. е. у человека возникают  какие-либо проблемы), все остальные связи поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ, например: для снятия стресса после конфликта  с начальником человек принимает алкоголь.

3. (рисунок) Человек стоит на горе; но один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат – символическое изображение наркотика. (При варианте живой скульптуры человек с веревкой, изображающий наркотик, встает на стул – так, чтобы быть выше стоящего на горе, и протягивает конец веревки («стоящему ан горе).

Комментарии к рисунку. Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?» Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» — героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях» Но постепенно, когда человек начинает потреблять героин все чаще и чаще, он хватается за «второй канат» — возникает зависимость (на рисунке отображается 2-ой висящий канат, либо возникает второй человек на втором стуле с веревкой).

4. (рисунок) Человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты —  «наркотик». «Связи»,  с помощью которых он держался на этой горе до этого (канаты, веревки), оборваны. Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, он становится похожим на марионетку.

Комментарии к рисунку. Акцентируйте внимание на том, что героин превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями.

Обратитесь к зафиксированным результатам дискуссии, покажите, что все перечисленное участниками («остается без денег», «теряет работу», «болеет», «отрывается от людей», «не думает о других») — это обрыв связей.

Покажите, что все вязи, которые были указаны, рвутся, истончаются.

5. (рисунок) Человек стоит на оре, отпустив висящие канаты («героин»). С горой его связывает только один канат – семья. Семья, желая оградить его от наркотика, ограничивает его свободу. (Очень толстый, плотно натянутый канат).

Комментарий к рисунку. Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например: Прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат). Но «канат — наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). В большинстве случаев все – таки остается одна связь  — семья. Именно она помогает не упасть человеку. В этот момент важно как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничения свободы, т. к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз, мешает восстанавливать старые и восстанавливать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться  с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотиков вновь. Хорошо, когда помощь семьи  строиться на поддержке и поощрении самостоятельности, пониманию того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому.

6. (рисунок) Человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи.

Комментарии к рисунку: В этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи.

Обсуждение.

Ведущий задает группе вопросы для размышления (не для совместного обсуждения).

  • «Если  я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я»
  • «Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»
  • «Если я уже потреблял внутривенные наркотики, не нахожусь ли я в психической зависимости от них?»

Подведение итогов занятия. Спросить у группы, что понравилось и не понравилось на занятии. Дискуссия.

 

«Мой друг зависим от наркотиков» (15 минут)

Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в созависимые отношения с наркопотребителем, дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?» Участники высказывают сои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в конкретной форме.

Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

  Почему так трудно остановить наркоманию? Ведь все сейчас знают, что наркотики приводят к разрушению здоровья, смерти, потери всех ценностей. Но количество наркоманов не уменьшается. Почему это происходит?

(Дать время на размышления, обсудить ответ команды).

Ответ: дело в том, что наркобизнес – это самый прибыльный бизнес. Если наркоману нужны деньги, то ему достаточно втянуть в употребление еще несколько человек, которым можно будет продавать наркотики подороже и зарабатывать себе на дозу. Поэтому каждый наркоман вынужден приобщать к этому делу все больше людей

            Существует множество тяжелых болезней, которые уносят тысячи жизней. Но почему именно наркомания оказалась в центре внимания общества? Почему борьбе с ней придается больше значение?

            Ответ: наркомания – это не просто болезнь, от которой умирают десятки тысяч людей. Это огромное социальное зло. Наркоманы совершают многочисленные преступления. Чтобы добыть деньги на наркотики, они постоянно воруют, могут совершить грабеж, убить человека. Из–за наркомании распадается множество семей, увеличивается количество безработных. Самое большое зло – это то, что наркоманы втягивают в свою среду все больше детей и подростков. Вопрос: чем вы конкретно можете помочь в борьбе с наркоманией. Ответ: во-первых, никогда не употреблять наркотики самому, во-вторых, не быть безразличными к этой проблеме, знать, что проблема наркомании касается всего общества. В-третьих, поскольку вы уже знаете и умеете в области профилактики наркомании, то вы можете вместе с взрослыми грамотно и профессионально проводить профилактические мероприятия среди подростков и старшеклассников.

            Это и будет ваш вклад в борьбе с наркотиками.

 

Игра «Этого нельзя».

Группа становится в круг, в центр ставится коробочка. Всем объявляется: «В этой коробочке лежит то, чего нельзя. Если очень хочется можно подойти и посмотреть. Но когда вы посмотрите, вы никому не должны говорит или показывать то, что вы там увидели». Дается время для просмотра. Можно напомнить, что этого нельзя. Можно провоцировать, чтобы подошло к коробочке как можно больше любопытных. На самом деле  коробочка может быть пустой.

Вопросы для обсуждения:

Смогли бы вы прожить, не заглядывая в коробочку?

Что с того, что вы заглянули в коробочку?

 В жизни много искушений, но стоит ли идти на поводу у любопытства, если изначально знаешь, что это не стоит твоего внимания.

 Вы сами несете ответственность за свою жизнь. Вы должны научиться отказываться от тех предложений, которые несут разрушение вашему здоровью, и будут угрожать вашей жизни. У вас должно быть наготове множество способов, как отказаться от чего-то, если тебе это не нужно.

Игра «Вирус»

Команде раздается листочки, они все белые, то есть чистые, но один из них помечен крестиком. Когда участники берут листочки, они никому не показывают, что изображено на листочках. Тот, кому достался  листочек  с крестиком оказывается ВИЧ-инфицированным, конечно он никому не говорит и не показывает видом, что он теперь на время игры является ВИЧ-инфицированным.  Команде дается задание. Представьте, что вы находитесь на дискотеке. Сейчас вы будете двигаться по залу и здороваться. Тот, кто заражен будет тоже здороваться, но незаметно царапать ладошку встречных, то есть тем самым заражать. Те, кого он заразил дальше тоже, при встречи будут царапать ладошку. Через какое-то время игра останавливается. Все встают в круг и просят сделать шаг вперед тех, кто оказался зараженными. Наглядно показывается, что один зараженный может заразить огромное количество людей. Но тем, кто оказался в кругу дается шанс. Они прошли тест на ВИЧ, то есть им, дополнительно раздаются листочки и из этих листочков помеченных крестиком оказывается лишь 5. Остальные оказываются здоровыми.  Те, кто здоров, делают шаг назад. А те пятеро остаются в кругу. Подводится итог игре, что в жизни второго шанса может и не быть. И один может натворить много бед. Всех благодарят за игру. И говорят, что теперь все здоровы.

 

Игра «Зависимость».

Приглашаются двое желающих. На время игры один из участников становиться  зависимым от наркотиков, второй «наркотиком», при этом второй участник крепко обхватывает первого за талию. Вопрос остальным: перед вами человек, который хочет избавиться от наркотической зависимости, кто из его окружения может ему помочь. Аудитория начинает предлагать: родители, друзья,  врачи, любимые… Те кто произносит реплики приглашаются попробовать оторвать зависимого участника, под номером один, от «наркотика», тот в свою очередь не отпускает. В результате получится, что с одной стороны восемь или больше людей пытаются спасти человека.

Подводится итог: стоит ли начинает употреблять наркотики, если потом придется платить такую высокую цену за то, чтобы избавиться от них.

Игра ролевая, поэтому в конце надо будет снять роли с участников. Они проговаривают, например: «Я не наркотик. Я Петя»

«Ассоциации» (15 минут)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки, листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвуют вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1–2 слова, которое приходит вам на ум, когда вы слышите «наркотики», «наркомания», «зависимость».

Игра может быть проведена в 2-х вариантах – устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1–2 ассоциации. Которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают сои ассоциации к этим словам. После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

«История про…» (1 час)

История про Машу.

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля и Маша во время дискотека завел Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать все своей однокласснице Свете, у которой брат недавно погиб под колесами мотоцикла, за рулем которого был наркоман. Света обещала все устроить и решить проблему.

Она рассказывает все классному руководителю, а та – директору школы. Родителей Коли вызывают и рассказывают о сыне, Кол. Кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больнице, он решил, что наркотики он употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения тоже не собирается.

На примере обсуждения истории видно:

- насколько сложно отказать близкому человеку;

- принять самостоятельное решение;

- сделать правильный выбор;

- определить, какой выбор правильный;

-  отказаться от дискриминирующей позиции.

Дополнительная информация