Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

кегкг

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда. В России большая часть пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир…

Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Перечень ресурсов для детей по обеспечению их информационной безопасности

Информационный ресурс некоммерческой организации «Лига безопасного интернета» — http://www.ligainternet.ru
Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всероссийской акции «Месяц безопасного интернета» — https://вбезопасныйинтернет.рф
Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет» - https://мвд.рф/безопасный-интернет-детям
Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок» -  https://сетевичок.рф
Информационный ресурc «Дети России Онлайн» — http://detionline.com
Информационный ресурс «Персональныеданные.дети» — http://персональныеданные.дети
Информационный ресурс «Азбука цифрового мира» — https://edu.yar.ru/azbuka


Информационная памятка для студентов об информационной безопасности

Информационная памятка для родителей об информационной безопасности


Правила использования сети Интернет

Примерный классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу

Инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием сети Интернет

Полезные ссылки

Деятельность / Министерство образования и науки Республики Башкортостан (bashkortostan.ru)

Деятельность преподавателя по формированию у учащихся умений и навыков работы с книгой успешной лишь в том случае, если она осуществляется целенаправленно и систематически.       Обучение учащихся умениям самостоятельного учебного труда можно и нужно проводить при изучении всех предметов.

       При овладении учащимися новым материалом рекомендуется:

1) самостоятельно изучать отдельные вопросы программы;

2) составить план текста;

3) выписать примеры, цитаты;

4) читать дополнительную литературу;

5) написать доклад, сообщение, реферат по отдельным вопросам данной темы.

       Нужно шире использовать учебник для углубления и закрепления знаний учащихся на уроке, составление простых и развернутых планов по материалам данного урока или данного и предыдущего уроков, чтение параграфа после объяснения преподавателя и подготовка ответов на вопросы; выполнение упражнений по учебнику, работа со словарями и справочной литературой и др.

       При обобщении и повторении учебного материала учащимся предлагаются следующие задания: самостоятельное повторение важнейших вопросов темы; составление диаграмм, таблиц, схем, обобщающих пройденный материал; написание тезисов и конспектов по основным вопросам изученной темы; подготовка рефератов и докладов и т.д

           Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке различные дидактические приёмы. Проведем в качестве примеров некоторые из них.

           После изложения нового материала, перед тем как предложить учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, нужно провести вводную беседу по его содержанию, обратив особое внимание на основные положения, разъяснив значение трудных для понимания слов и выражений. Затем учащиеся самостоятельно читают текст и проводят коллективный его анализ под руководством преподавателя: выделяют теоретические положения и фактический материал, указывают их расположение и соотношение, делят текст на логические законченные части, определяют в каждой части главную мысль. После разбора текста необходимо проверить, как учащиеся усвоили содержание. Ответы, высказанные учащимися, преподаватель уточняет и корректирует с помощью вопросов, замечаний и дополнений, а также ответов учащихся с места.

Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили новые понятия, можно предложить им:

- прочитать определение понятия;

- выделить и записать в тетради главные признаки понятия;

- объяснить значение каждого признака понятия;

- показать взаимосвязь между отдельными признаками понятия.

         Несколько более сложным является следующий дидактический прием. Преподаватель сообщает новый материал, а затем предлагает учащимся прочитать параграф учебника. Перед началом объяснения нового материала дает учащимся задание: сравнить то, что они услышали с тем, что написано в учебнике, или дополнить рассказ преподавателя примерами из книги; найти в тексте примеры на данное правило, сформированное преподавателем, и т. п. Заранее поставленная цель заставляет учащихся быть внимательными и к объяснению преподавателя, и к материалу учебника. После чтения параграфа преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы или проводит с ними беседу.

       Можно после самостоятельного чтения провести коллективное чтение по абзацам с последующим разбором материала. Каждому абзацу дается название, часто в вопросительной форме. Наиболее удачные названия записываются на доске и в тетради.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ

1) Прочитайте весь текст. Выдели в тексте главные мысли.

2) Не пропускай непонятных для тебя мест текста. Разберись в них сам или получи консультацию преподавателя. Хорошо запоминается лишь то, что понятно.

3) Осмысленное запоминание в 20 раз эффективнее механического.

4) Запоминай не отдельные слова и фразы, а идеи и мысли автора.

5) При чтение внимательно смотри на рисунки, чертежи. схемы, карты, таблицы. Разберись в них. Если требуется, проделай необходимые вычисления.

6) Если в тексте есть ссылки на ранее пройденный материал, вспомни его или прочитай вновь соответствующий параграф учебника.

7) Самостоятельно изложи материал, сформулируй определения, сделай выводы. Прочти текст еще раз и проверь правильность твоих ответов.

Реферат — письменная работа объемом 10–18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях).
Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Функции реферата:
Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.
Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

  1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
  2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5–2 страницы.
  3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2–3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу — обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
  4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
  5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
  6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).

Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
  3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т. е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.
Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность — смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты — констатации и тексты — рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану — мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы — от реферата до докторской диссертации — строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение — начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования,— т. е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения — в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов — компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части — пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 5до 10 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 25 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12–14, интервал – 1 — 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 2).
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

  • поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
  • в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,
  • дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т. д.

3.4. Об особенностях языкового стиля реферата.
Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый
интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать

Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.


Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
— Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной…) статье (работе…) автор (ученый, исследователь…; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый…) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает…) ряд (несколько…) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных…) вопросов (проблем…)
— Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:

  • Одним из самых существенных (важных, актуальных…) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о…
  • Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о…
  • Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на…

- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу

  • В заключение можно сказать, что…
  • На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы…
  • Таким образом, можно сказать, что… Итак, мы видим, что…

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т. д.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает… что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства…
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т. п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т. д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается … на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает … что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит … что с чем; противопоставляет … что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает… на что, (специально) останавливается … на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается … к чему.
Автор обращает внимание… на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует… внимание …на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует … что. Можно сделать вывод…
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
— передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать … что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне … чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать … что, кому; убеждать … в чем, кого.
— передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться …с кем, с чем; подвергать… что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять… кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.


При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
  2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
  5. Использование литературных источников.
  6. Культура письменного изложения материала.
  7. Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент оценивает работу по традиционной 10-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается отзыв рецензента одной итоговой оценкой.
Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.

Приложение 1
Оформление титульного листа

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Салаватский колледж образования и профессиональных технологий


Реферат

на тему: _________________________________________

Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
курса, группы,

специальность
научный руководитель
Ф.И.О.

г. Салават
201____год

Приложение 2
Обязательные требования к оформлению реферата.

Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки (баллов)

  1. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.
  2. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 2 страниц.
  3. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.
  4. Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.
  5. Работа предоставляется как в рукописном виде (почерк читаемый, т. е. разборчивый), так и в напечатанном виде через 1 — 1.5 интервала. Размер шрифта — 12–14. Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.

Приложение № 3
Оформление списка литературы.

Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

  1. Законы, постановления правительства.
  2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
  3. Специальная литература.
  4. Периодические издания.

При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы (от и до). Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех — по названию книги, остальные материалы в хронологическом порядке. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем на иностранном.
Пример оформления списка использованной литературы:
Монографии
Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России. Авт. коллектив А. З. Астапович, У. Бирминхем, Л. М. Григорьев и др. М., Бюро экономического анализа.1998 — 157с.
Учебники и учебные пособия Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Москва. НОРМА-ИНФРА.М., 1998 — 560с.
Периодические издания Портной М. А. «Сверяя часы» с Европой. Журнал «Бизнес- образование», выпуск 2.1997. С. 30–35.
Источники из Интернет
Statsoft. Ins. (1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http//www.statsoft.ru/home/textbook.


Структура реферата должна включать вступление, главную часть и заключение. В конце реферата приводится список источников, подвергнутых обзору.


Эссе – самостоятельная, авторская письменная работа студента, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать четкое и краткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Форма и структура эссе аналогичны форме реферата. Объем эссе – не более 3 страниц.

Работа студентов по каждому из вопросов и заданий для семинаров включает несколько последовательных этапов:


  • сбор материалов;

  • отбор собранных материалов;

  • анализ и редукция отобранных материалов;

  • синтез результатов анализа, т. е. формулирование выводов;

  • оформление результатов работы.


Сбор материалов — это определение круга источников, необходимых для всестороннего ответа на вопрос.

Круг источников определяется по названию работ, созвучных разрешаемому вопросу.

К обязательным источникам относятся:

1) философские труды мыслителей прошлого и современности по изучаемой проблематике;


2) учебная и монографическая литература (учебники, сборники научных трудов, учебные пособия и комплексные исследования, монографии);


3) научные и публицистические статьи, опубликованные в журналах и газетах;

4) словари: толковые, философские, иностранных слов и т. п.


При выборе источника учитывается год его издания. В первую очередь следует уделить внимание изданиям последних лет, основанным на анализе действующего законодательства и практики его применения, в которых учитываются актуальные достижения науки и отражаются современное социально-экономическое и политическое состояние страны, тенденции развития законодательства.

Важно также изучить более ранние издания, относящиеся к классике юриспруденции, поскольку они помогают провести исторический анализ и выявить суть изучаемых правовых явлений.

Объем собранных источников зависит от содержания вопроса и количества времени, установленного для самостоятельной работы студентов, регулируется преподавателем путем указания на обязательные к изучению конкретные материалы.

Изучение собранных материалов включает неоднократное прочтение, каждое из которых подчинено различным целям.

Первое прочтение источников – ознакомительное.

Второе прочтение (возможно и третье, четвертое и т. д. до достижения цели – по желанию студента) имеет целью отбор информации, необходимой для ответа на вопрос. При втором прочтении производится одновременный анализ информации на предмет ее относимости к сути рассматриваемого вопроса и достаточности для ответа на него.

Критерием отбора является заранее разработанная формула (алгоритм) выполнения задания, которая может быть предложена преподавателем либо разработана студентом самостоятельно.

Рекомендуется не выбирать информацию, а отбирать, т. е. исключать не относящуюся к сути вопроса и излишнюю информацию (примеры, разъяснения, повторы и т. п.).

Исключение информации возможно различными способами и зависит от используемых средств.

В собственных источниках возможно зачеркивание исключаемой информации. В полученных в библиотеке источниках зачеркивание, пометки, иные записи не допускаются, поэтому следует использовать ксерокопии изучаемых частей (глав, параграфов, пунктов), в которых производить зачеркивание.

Наиболее удобными для отбора являются электронные ресурсы, информация из которых копируется в файлы. Работа с файловыми текстами осуществляется с использованием средств правки: вырезание, выделение жирным шрифтом, курсивом, цветом и т. д.

В результате отбора информации создается краткий текст только существенной информации.

Анализ отобранного материала.Отобранные (выделенные, записанные отдельно) материалы прочитываются ещё раз с целью уяснения их сути, перевода на собственный язык понимания (редукции) и определения места в формуле ответа на вопрос. При этом могут применяться различные методы анализа: исторический, логический, сравнительный, синтаксический и др.

Формулирование выводов (синтез).Выявленная суть и место отобранного материала способствуют формулированию выводов (синтезу).

Выводы должны формулироваться по правилам логики, лексики и синтаксиса русского языка. При этом они должны быть краткими, ясными (понятными, не допускающими неоднозначное толкование) и исчерпывающими.

Оформление результатов работыподчиняется требованиям о форме, установленным для каждого типа заданий.

Выделяются следующие типы заданий: написать конспект ответа на вопрос, реферат, эссе; подготовить презентацию; сформулировать понятие; назвать различия (вопросы о различиях); перечислить отличия (вопросы об отличиях); отметить особенности (вопросы об особенностях); составить схему; составить таблицу; составить проект правового документа.

Конспект ответа на вопрос – это краткое письменное изложение ответа на вопрос своими словами, свидетельствующими о понимании как сути вопроса, так и ответа.

Конспект ответа на вопрос может содержать описание решения. В любом случае, он должен включать все необходимые для разрешения вопросов элементы.

Дополнительная информация

php_value pcre.backtrack_limit 1M ini_set('pcre.recursion_limit',1000000);