Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

Доступная среда в колледже

Создание доступной  среды

в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий

В колледже реализуется программа «Доступная среда». Она разработана на основе Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации  от 11.11.2010 г. № 1950. Распоряжением Правительства России от 27 октября 2014 года № 2136–р срок действия программы был продлен до 2020 года. Обновленная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы утверждена 03.12.2015 г.

Цель:  создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни на основе создания безбарьерной среды и получения профессионального образования.

 В числе основных задач выделены:

  • • обеспечение равного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному образованию и трудоустройству.

Салаватский колледж образования и профессиональных технологий входит в  перечень приоритетных объектов городского округа г. Салават.

 В рамках программы определены основные направления деятельности:

- содействие инвалидам при трудоустройстве и поддержка общественных организаций в решении данных вопросов;

- ориентирование  работодателей на эффективное трудоустройство инвалидов;

- формирование доступности для инвалидов в образовательных организациях профессионального образования.

В колледже ведется целенаправленная работа  по формированию условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам профессионального образования и жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья,  совершенствование механизма предоставления услуг в сфере психолого-социально-педагогической поддержки,  интеграции инвалидов в общество и формирование их социальной успешности.

Нормативно-правовое обеспечение реализации программы:

-        Конвенция о правах ребенка

-        Конвенция о правах инвалидов

-        Конституция Российской Федерации

-        Закон Российской Федерации и Республики Башкортостан  «Об образовании»

-        Федеральный закон № 181- ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

-        Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

-        Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

-        Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;

-        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р;

-        Устав  ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

- Локальные акты колледжа.

Инновационная образовательная программа направлена на  получение   профессионального образования инвалидов на основе их развития интеллектуального и физического потенциала, обеспечения личностного роста.

В колледже накоплен опыт  создания условий  в сфере спорта и физической культуры,  изобразительного и художественного искусства,  театрализованного творчества, туризма и краеведения для студентов-инвалидов.   На основе применения дистанционных технологий при опосредованном взаимодействии с  тьюторами  обучаются  студенты, имеющие трудности в передвижении.

Основными видами деятельности  программы  являются:

  • • формирование у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья социальных и профессиональных компетенций, конкурентоспособности и мобильности на современном рынке труда;
  • • создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных пособий и электронных учебных материалов;
  • • реализация и распространение инновационных методик и технологий обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • • разработка и реализация интеграционных программ творческого развития детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста;
  • • создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, стажировки специалистов в  области инклюзивного образования;
  • • организация профориентационной работы и социально-бытовой адаптации абитуриентов с инвалидностью;
  • • формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения колледжа как приоритетного объекта и обследование доступности его объектов и услуг;
  • • повышение качества доступности социальных услуг для людей с инвалидностью;
  • • оснащение образовательного процесса специализированными техническими средствами с учётом особых потребностей инвалида и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • • создание федерального ресурсного центра по организации инклюзивного образования;
  • • организация комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра;
  • • оборудование внутренних помещений зданий  тактильной (пространственно-рельефной) информацией;
  • • анализ и разработка нормативно-правовых актов профессионального образования на основе инклюзивного подхода;
  • • разработка универсального дизайна изделий и продуктов информационно-коммуникационных технологий в обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • • реализация международных проектов по инклюзивному образованию и содействию трудовой занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • • создание мастерских для освоения рабочих профессий в социально-значимых сферах для лиц с особыми образовательными потребностями;
  • • подготовка и публикация учебных, информационных методических пособий по формированию доступной среды;
  • • организации инклюзивного образовательного пространства в системе непрерывного образования «ДОУ-школа-колледж».
  • • организация сотрудничества с высшими образовательными организациями в вопросах продолжения образования обучающихся с инвалидностью, подготовки педагогических кадров, проведении совместных научно-практических конференций и семинаров;
  • • создание условий в колледже для реализации адаптированной  образовательной программы обучающихся с инвалидностью;
  • • создание сетевого взаимодействия со всеми участниками инклюзивного образовательного процесса и выстраивание партнерских отношений на каждом этапе непрерывного образования;
  • • обобщение российского и международного опыта организации инклюзивного образования;
  • • реализация программы «Русская жестовая речь»;
  • • участие в Конкурсах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Абилимпикс;
  • • создание системы образовательно-просветительской работы для педагогов и родителей, занимающихся обучением и воспитанием лиц с ОВЗ, для детей, молодёжи и общественности, способствующей выстраиванию успешного взаимодействия обучающихся с особыми потребностями и здоровых людей.
  • • введение в штатное расписание педагога-тьютора, сурдопереводчика.

В колледже проведена планомерная работа по созданию  доступной   архитектурной среды для детей-инвалидов (пандусы, поручни, оборудованные туалеты, учебные и внеучебные помещения).  Для социокультурной реабилитации и развития творческого потенциала личности детей-инвалидов созданы мастерская керамики, студия батика, декоративно-прикладных ремесел, хореографии. Тренажерный и спортивный залы, кабинет адаптивной физической культуры способствуют  приобщению инвалидов к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой и параолимпийскими видами спорта. Специализированный автобус для лиц с ограниченными возможностями здоровья,  туристское снаряжение способствуют проведению  экскурсий, турпоходов и сплавов.

Благоприятная развивающая среда позволяет студентам заниматься паралимпийскими видами спорта, художественным творчеством, театрализованной деятельностью, осваивать информационно-компьютерные технологии в учебных фирмах Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья  (Приказ Министерства образования Республики Башкортостан № 1576 от 13.11.2009 г.).

На первом этапе (2012–2013 гг.)  программа направлена на разработку нормативно-правовых документов в сфере инклюзивного  образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое необходимо, разработать  и урегулировать для повсеместной реализации федеральными и региональными органами власти; разработка дополнительной образовательной программы  курсов повышения квалификации «Организация  инклюзивного образования в учреждениях дошкольного, основного общего и профессионального образования».

Второй этап (2013–2015 гг.) предполагает масштабное внедрение обеспечения доступности в приоритетных для детей, подростков  и студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектах: учебных корпусах, общежитиях; расширение сферы дополнительных образовательных услуг для формирования их социальной успешности и адаптации в дальнейшей жизнедеятельности.

Третий этап (2015–2016 г.г.) решение вопросов обеспечения образовательного процесса обучающихся с инвалидностью  техническими средствами  для лиц с нарушением слуха и зрения.

Четвертый этап (2017–2020 г.г.) содействие трудовой занятости выпускников из числа инвалидов, организация их временного и постоянного трудоустройства на вновь созданные рабочие места, в том числе специальные.

Работа по обеспечению доступной среды осуществляется на основе реализации следующих нормативно-правовых актов:

  • • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • • Федеральный закон от 01.12.2014 года № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
  • • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011–2020 годы».
  • • Приказ от 09.11.2015 года № 1309 «О порядке обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • • Приказ от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью и  ограниченными возможностями здоровья в  ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий.

В соответствии с ними проведена паспортизация доступности объектов колледжа, разработан план мероприятий по повышению показателей доступности для  инвалидов объектов и предоставляемых услуг, т. е.  «дорожная карта», определены полномочия по оказанию помощи маломобильным гражданам со стороны сотрудников.

С целью преодоления барьеров различных категорий инвалидов в учебных корпусах и общежитии проведена реконструкция по следующим направлениям:

  1. 1. Преодоление физических барьеров

- выравнивание перепадов высот на территории, прилегающей к зданию;

       — установка пандусов и поручней;

- расширение дверных проемов;

-ремонт в санитарно-гигиенических комнатах (душевых и санузлах);

- обустройство парковки для личного автотранспорта;

- создание пожаробезопасных зон и эвакуационных выходов;

- наличие кресла-коляски;

- наличие подъемника или подъемных платформ.

  1. 2. Преодоление информационных барьеров

- информационные панели;

- наличие информационных знаков и указателей;

-  установка   тактильной предупреждающей информации.

  1. 3. Преодоление организационных барьеров

- наличие кнопки вызова персонала;

- информационное табло с номерами телефона.

В «дорожной карте» отражены мероприятия до 2030 года, которые определены исходя из анализа текущего состояния доступности объектов (учебных корпусов № 1, № 2, общежития).

Колледж является приоритетным объектом в муниципальном образовании городской округ г. Салават. Оценка соответствия уровня доступности проведена с учетом потребностей   инвалидов различных нозологий. Оценка соответствия отражена в паспортах и актах доступности объектов колледжа, а также актах обследования и паспортах безопасности в местах массового скопления обучающихся.  Все они имеют заключения о доступности полностью или избирательно для основных категорий инвалидов. К данной работе привлечены представители региональных общественных организаций инвалидов города и республики (ВОИ, ВОС, ВОГ).

В качестве приоритетов по формированию доступной среды определены следующие задачи:

-  решение вопросов доступности объектов и услуг;

- развитие нормативно-правовой базы, системы управления и практической деятельности;

-  кадровое обеспечение, обучение и инструктирование персонала;

- система контроля и надзора в сфере доступности.

Ежегодно в колледже обучается около 60 студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обучение осуществляется на основе инклюзивных подходов, регламентируемых в следующих документах:

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464).
  2. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968).
  3. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36).
  4. Требования к организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях (Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров № 06–281 от 18.03.2014г.).
  5. Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 06–830 от 20.04.2015 г.).
  6. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291).
  7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации от 18 апреля 2013 годя № 292)

На основе данных документов разработаны локальные акты колледжа.

Формирование безбарьерного и инклюзивного образовательного пространства в колледже выстроено как система непрерывного сопровождения обучающихся с инвалидностью начиная с профориентации и заканчивая последипломным сопровождением на рабочем месте.

В начале обучения  психолого-медико-педагогическим консилиумом определяется образовательный маршрут каждого студента с инвалидностью и ОВЗ. На основании их диагностических  данных и исходя из реальных возможностей колледжа предоставляются  следующие условия:

  • • индивидуализация процесса обучения
  • • обеспечение щадящего режима учебных нагрузок
  • • индивидуально-групповые занятия с логопедом, сурдопедагогом
  • • дистанционные образовательные технологии
  • • тьюторское сопровождение
  • • разработка специальных учебно-методических комплексов, электронных  образовательных ресурсов
  • • разработка адаптированных основных профессиональных образовательных программ.

Адаптированные профессиональные образовательные программы разработаны и реализуются по специальностям и профессиям, по которым ведется профессиональная подготовка специалистов, а также отражают организацию социально-психолого-педагогического сопровождения  обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья педагогом-психологом, социальным педагогом, сурдопедагогом и логопедом. Качество образовательной деятельности отслеживает психолого-медико-педагогический консилиум колледжа, результаты специалисты отражают в Картах диагностики показателей учебной и воспитательной деятельности студентов.

Благоприятная развивающая среда позволяет студентам заниматься паралимпийскими видами спорта, художественным творчеством, театрализованной деятельностью, осваивать информационно-компьютерные технологии, участвовать в сплавах.

Студентам, имеющим ограничения в передвижении, предоставлена возможность дистанционного обучения с применением электронных образовательных ресурсов.

Подготовка преподавателей колледжа к работе с обучающимися с ОВЗ осуществляется  непрерывно:

  1. 1. Курсы повышения квалификации (преподаватели в полном составе проходили в 2009г., 2012 г., 2015 г.)
  2. 2. Стажировка преподавателей на базе Института проблем инклюзивного (интегрированного) образования ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва).
  3. 3. Переподготовка по программе «Русская жестовая речь» НОУ ВО ТИСБИ (г. Казань)
  4. 4. Обучение в магистратуре ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы  по программе «Организация инклюзивного образования».

Сегодня преподавателями колледжа разработаны программы и  проводятся курсы повышения квалификации, семинары, стажировки,   научно-практические конференции, круглые столы для преподавателей,  учителей, воспитателей  по работе с обучающимися различных нозологий.

В колледже реализуются социальные проекты, которые  способствуют развитию социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и  интеграции  людей с инвалидностью в социум, созданию условий их самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

  На базе Регионального ресурсного центра  социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  реализуется множество  социальных проектов в сотрудничестве с городской общественной организацией матерей, воспитывающих детей-инвалидов, «Материнское сердце»:

  • • Благотворительные акции «Подарок маме своими руками», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дармарка»,
  • • Праздники «Хорошее настроение»,
  • • фотосессия семей, воспитывающих детей-инвалидов, ко Дню защиты детей,
  • • учебные занятия керамикой, ткачеством с детьми-инвалидами
  • • фитнес для мам детей-инвалидов
  • • экскурсии на конноспортивную школу «Тулпар» в Мелеузе,
  • • встречи с представителями духовенства,
  • лагерь-сплав «Силы внутри нас» по реке Белой
  • • Творческий фестиваль «Таланты без границ»,
  • • лагерь дневного пребывания для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Академия летнего отдыха «Умные каникулы». Предоставляется возможность детям и подросткам освоить программы по робототехнике, видеомантажу, гончарному делу, ткачеству и английскому языку.
  • • творческие занятия со школьниками и подростками с инвалидностью.

Преподаватели и студенты активно участвуют в Международных проектах  «Логопедическая помощь детям и подростка с нарушениями речи  слуха. Российско-германский опыт», «Инклюзия как шанс», «Инклюзивное образование»,  «Искусство объединяет».

Благодаря предоставленному оборудованию из Германии, Гафурийского района и Республиканской клинической психиатрической больницы № 1  открыта ткацкая мастерская.  Преподаватели колледжа прошли стажировку ГУП БХП «Агидель» и Лаутенбах (Германия).  Освоили современные технологии ткачества в трудотерапии и реабилитации  людей с инвалидностью.   Для студентов-инвалидов колледжа и школьников со сложными нарушениями  реализуется  программа элективного курса «Ткачество». В сотрудничестве с трудовыми мастерскими Германии укрепляется идея создания трудовых мастерских в регионе для содействия трудоустройству людей со сложными формами инвалидности.

Одним из эффективных механизмов обеспечения качества и доступности профессионального образования становится конкурс профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс». Участие  в нем дает неограниченный доступ к базам данных по лучшим практикам профессионального образования и трудоустройства инвалидов в  России и мире. Ежегодно  от колледжа в региональном отборочном этапе участвует от 10 до 12 студентов. Из них имеются призеры победители  Национального чемпионата «Абилимпикс»  по компетенциям «Дизайн персонажей/Анимация», «Учитель начальных классов». Сегодня колледж Региональным центром развития движения «Абилимпикс», а также Центром компетенций «Дизайн персонажей/Анимация».

Таким образом, новым подходом к решению проблемы доступности  является перенесение акцентов в работе от  доступности объекта (физической, архитектурно-планировочной) к доступности (организационной).

Основными направлениями деятельности:

- организация профориентационной  работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

- сопровождение инклюзивного обучения;

- создание условий для социокультурной реабилитации;

- развитие информационно-технологической базы инклюзивного обучения;

- реализация программ дистанционного обучения;

- содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью;

- развитие безбарьерной среды в колледже.

Введены  должности тьютора,   педагога-психолога, сурдопедагога, учителя-логопеда. Тьютор организует процесс дистанционного  обучения инвалида; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.

Способствуя полноценному участию в учебной работе глухих и слабослышащих студентов, сурдопедагог совместно с преподавателями проводит индивидуальные консультации по общеобразовательным дисциплинам.

Педагог-психолог организует психолого-педагогическое сопровождение инвалидов в инклюзивном образовательном процессе и внеучебной деятельности.

Использование современных технических и программных средств обучения предполагает деятельность  техника, помогающего педагогическим работникам и обучающимся с ОВЗ использовать эти средства во  внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Организация профориентационной работы  с абитуриентами из числа обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья направлена на  осознанное  профессиональное самоопределение. Это связано с необходимостью диагностирования  особенностей здоровья и психического развития инвалидов, характера дезадаптации, осуществления комплекса мер по реабилитации, коррекции, компенсации.

При профессиональной ориентации ведется подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями Индивидуальной программы реабилитации, его интересами, способностями и склонностями.

Профориентация осуществляется на этапе поступления в колледж абитуриентов с инвалидностью, а также  выбора ими дальнейшего предпочтения при поступлении в образовательные организации высшего профессионального образования.

Основными формами профориентационной работы в профессиональной образовательной организации являются профтестирование, дни открытых дверей, консультации для обучающихся и их родителей, рекламно-информационные материалы, взаимодействие со специальными (коррекционными) и общеобразовательными школами.

Создание безбарьерной среды в колледже учитывает потребности лиц с нарушениями  зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Территория колледжа соответствует условиям беспрепятственного и удобного передвижения инвалидов.

Организация архитектурной безбарьерной  среды колледжа создается в соответствии с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».  Данный документ  предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования документа учитываются  при проектировании,  подлежащих капитальному ремонту зданий, его функционально-планировочных элементов, помещений для проживания, обслуживания и труда, коммуникаций, участков  и сооружений колледжа,  доступных  для МГН.

С этой целью предусмотрены следующие виды работ:

          Входы и пути движения должны быть оснащены:

  • • съезд с тротуара на транспортный проезд (перепад высот не должен превышать 0,015 м);
  • • тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию (ширина тактильной полосы принимается в пределах 0,5 – 0,6 м);
  • • лестничный марш (ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее   1,35 м, для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка – от 0,12 до 0,15 м; поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой);
  • • лестницы дублируются пандусами или подъемными устройствами;
  • • грязезащитное покрытие;
  • • автостоянка для инвалидов (не далее 50 м от входа в здание, выделяемые места для инвалидов должны обозначаться знаками).

          Пути движения внутри здания (включая эвакуационные пути):

  • • вертикальные коммуникации (вдоль обеих сторон лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями, которые  располагаются на высоте 0,9 м)
  • • тактильные напольные указатели перед лестницами и информационные указатели;
  • • здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание.

         Пути эвакуации:

  • • Зоны безопасности создаются с  учетом психофизиологических возможностей инвалидов различных категорий, их численности и места предполагаемого нахождения в здании колледжа, если невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех за необходимое время.   В них  обучающиеся с инвалидностью  могут находиться  до прибытия спасательных подразделений, либо  из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время. Зона безопасности должна быть отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены, перегородки, перекрытия, двери и окна. Зона безопасности должна быть незадымляемой. При пожаре в ней должно создаваться избыточное давление 20 Па при одной открытой двери эвакуационного выхода. Каждая зона безопасности должна быть оснащена селекторной связью или другим устройством визуальной или текстовой связи с диспетчерской или с помещением пожарного поста (поста охраны). Двери, стены помещений зон безопасности, а также пути движения к зонам безопасности должны быть обозначены эвакуационным знаком Е 21 по ГОСТ Р 12.4.026. На планах эвакуации должны быть обозначены места расположения зон безопасности.

         На путях эвакуации допускается применение раздвижных, распашных  дверей при условии, что они имеют функцию «антипаника», раскрываются и фиксируются при срабатывании автоматически.

  • • Верхняя и нижняя ступени в каждом марше эвакуационных лестниц окрашены в контрастный цвет или применены тактильные предупредительные указатели, контрастные по цвету к прилегающим поверхностям пола, шириной 0,3 м. Кромки ступеней или поручни лестниц на путях эвакуации должны быть окрашены краской, светящейся в темноте, или на них наклеены световые ленты.

3.6.4 Санитарно-бытовые помещения

  • • Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных, душевых и  ванных. Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не  менее, м: ширина – 1,65, глубина – 1,8, ширина двери – 0,9. В кабине предоставлено  пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей, установлены  откидные опорные поручни, штанги, другие принадлежности. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери открываются наружу.
  • • В душевых предусмотрено не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой сохраняется пространство для подъезда кресла-коляски. Доступная душевая кабина для МГН должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем; ручным душем; настенными поручнями. У дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин предусмотрены  специальные знаки (в том числе рельефные).
  • • использованы контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь – стена, ручка; санитарный прибор – пол, стена; стена – выключатели и т. п.). Дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрытия дверей имеют форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье.

         Аудиовизуальные информационные системы

         Доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности в следующих местах: парковочные места,  входы в здание, санузлы, гардеробные, лифты и другие подъемные устройства, зоны безопасности, проходы. Комплексная информационная система для ориентации навигации инвалидов в колледже должна включать визуальную, тактильную и звуковую информацию.

  • • Системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения. Здание или сооружение колледжа по заданию на проектирование может быть дополнительно оборудовано радиомаяками (радио-метками) для слепых или слабовидящих посетителей, имеющих радиоинформаторы. Радиомаяки устанавливаются над дверными проемами и на стенах помещений колледжа. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, быть увязана с художественным решением интерьера. Кроме визуальной должна быть предусмотрена звуковая сигнализации, сигналы которой должны быть видимы в местах скопления людей.

          В столовой колледжа предусмотрено обслуживание дежурными инвалидов и лиц с ОВЗ. Площадь обеденных залов определена  исходя из норматива площади не менее 3 м2 на место.  В помещении обеденных залов расстановка  столов, инвентаря и оборудования обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд в предприятиях не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при  проезде кресла-коляски ширину прохода увеличена до 1,1 м.

          Организация рабочего места обучающегося

Здания колледжа учитывают возможности обучения студентов-инвалидов по специальностям в соответствии с ФГОС.

           В учебном помещении первые столы в ряду у окна и в среднем ряду следует предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске – выделить 1 – 2 первых стола в ряду у дверного проема. Оборудование специальных учебных мест предполагает учет подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столов, замену двуместных на одноместные столы.

В каждом учебном помещении (учебных кабинетах, мастерских, библиотеке) предусмотрена возможность  по 1–2 места для обучающихся  с различными видами нарушений (опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха).

 В актовом зале  следует предусмотрены места для инвалидов на креслах-колясках, а также их  доступность на эстраду, сцену. Места для учащихся-инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в актовый зал. При расположении мест для зрителей на креслах-колясках перед сценой, эстрадой в первом ряду или в конце зала вблизи выхода следует предусматривать свободные площадки шириной в свету не менее 1,8 м и рядом место для сопровождающего.

Места для инвалидов в зрительных залах предпочтительнее располагать в отдельных рядах, имеющих самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей.

Перед сценой, эстрадой в первом ряду, а также  в центре  зала или по его бокам предусматрены индивидуально освещаемые площадки для размещения переводчиков жестового языка.

Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный (мобильный) пандус или подъемное устройство. Ширина пандуса между поручнями должна быть не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы, ведущие на сцену, должны иметь с одной стороны ограждения с двойными поручнями на высоте 0,7/0,9 м.

 В читальном зале библиотеки колледжа оборудованы читальные места с учетом доступа учащихся-инвалидов и отдельно – для учащихся  с недостатками зрения.

В колледже обеспечена  доступность для МГН во все помещения в учебно-тренировочных физкультурно-спортивных сооружениях, раздевальные, душевые и санузлы, учебно-методические помещения, медико-реабилитационные помещения (медицинские комнаты, кабинет психологической разгрузки, кабинет логопеда         и др.).

Для ориентирования МГН, а также лиц с полной потерей зрения и слабовидящих вдоль стен на входах из помещений установлены горизонтальные поручни. На основных маршрутах движения должны предусматриваться специальные тактильные полосы для информации и ориентации.

Предусмотрены индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся креслом-коляской, которые расположены в нижнем ярусе, высотой не более 1,3 м от пола.

          Рабочее место обучающегося с инвалидностью в ходе производственной практики

При выборе организаций и предприятий следует предусматривать рабочие места для инвалидов в соответствии с программами индивидуальной профессиональной реабилитации инвалидов.

Рабочие места инвалидов должны быть безопасны для здоровья, рационально организованы. В рабочей зоне  помещений должно быть обеспечено выполнение комплекса санитарно-гигиенических требований к микроклимату в соответствии, а также соблюдены дополнительные требования, устанавливаемые в зависимости от вида заболевания инвалидов.

При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций на базе Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ СКОиПТ.

Технические и программные средства общего и специального назначения

Образовательный процесс осуществляется в 2-х учебных корпусах колледжа,  построенных  по типовому проекту, но при этом  оборудованных входной группой, поручнями, санитарно-гигиеническими комнатами для  лиц с ОВЗ, тактильными знаками и дорожками. Занятия проводятся в 40 учебных  кабинетах с интерактивным оборудованием, 7  компьютерных  классах  с  выходом  в  Интернет.

В образовательном процессе применяются тифлотехнические средства, облегчающие инвалидам по зрению работу и усвоение информации (читающая машина, брайлевский  дисплей, тифлофлешплеер, планшеты). Наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (релефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ визуального доступа к информации, программ синтезаторов речи способствует приему-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушенным зрением.

Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный и укрупненный текст). Они должны позволить незрячим   и слабовидящим самостоятельно работать на персональном компьютере.

Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе, делятся по двум направлениям: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Для слабовидящих необходимо предусмотреть возможность  просмотра удаленных объектов на доске, экране при помощи видеоувеличителей.

Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, сурдотехнической аппаратуры является средством оптимизации образовательного процесса, средством компенсации  нарушенной слуховой функции.  Учебная аудитория должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих играют видеоматериалы, разрабатываемые пеподавателями

 Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, с помощью которых можно вводить текст, а также технических устройств.

Адаптация образовательных программ и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предполагает включение адаптационных дисциплин в вариативную часть.  Их введение в программы подготовки ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся     с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Адаптационные дисциплины могут быть социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений.

Обучающиеся с инвалидностью получают возможность социально-профессиональной адаптации при освоении  программы «Ткачество» в условиях Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение текущей и итоговой аттестации проводится с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся созданы  фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Обучающиеся инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

При составлении индивидуального графика обучения предусмотрены  различные варианты проведения занятий: в колледже, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закрепление на рабочих местах  осуществляется во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин предусмотрена  подготовка выпускников-инвалидов к трудоустройству.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. В образовательном процессе применяется  сочетание on-line и off-line технологий  в дистанционных образовательных технологиях.

Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель — студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т. д.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, коррекции личностных искажений.

Медицинское сопровождение включает сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе студентов-инвалидов. Медпункт способствует оказанию первой медицинской помощи; оказанию врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществлении лечебных, профилактических мероприятий; пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Социальное сопровождение осуществляется  в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

Освоение дисциплины «физическая культура»  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлено в  особом порядке  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерном залах или на открытом воздухе.

Спортивные залы оснащены  спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий. Для полноценного занятия инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой физкультурно-спортивная  базы колледжа модернизирована: тренажеры для пауэрлифтинга, установка тренажеров общеукрепляющей направленности, оборудование для стрельбы из лука, настольного тенниса, волейбола, лыжных гонок. Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства. Необходимо создание безбарьерной среды в существующих спортивных залах.

В колледже создана толерантная социокультурная среда, волонтерская помощь студентам-инвалидам  для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов целесообразно действует  волонтерское движение студентов. Волонтерское движение способствует социализации инвалидов,  развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования ориентированы на решение следующих задач:

– создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

– повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

¬– повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

– формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается директором колледжа  на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии/специальности в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей нарушений их здоровья. Адаптированная образовательная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося. Для разработки адаптированной образовательной программы привлекаются  заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог,  тьютор, классные руководители,  сурдопедагога, учитель-логопед, социальный педагог.

Адаптация образовательных программ осуществляется с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации  и абилитации инвалида.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

Адаптированные образовательные программы размещаются на сайте коллежа.

Варианты реализации адаптированных образовательных программ

  1. 1. обучающийся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные студенты. Адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей.
  2. 2. обучающиеся-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные студенты, или увеличенные сроки обучения. В адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей;
  3. 3. обучающийся-инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Возможно освоение образовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин, предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей.

Additional information

php_value pcre.backtrack_limit 1M ini_set('pcre.recursion_limit',1000000);