Скачать
Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2016 г. №______ |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование[2]
среднее общее
образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
2 года 10 месяцев
основное
общее образование
3 года 10 месяцев[4]
среднее общее
образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)[6]
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
документационное обеспечение образовательного процесса.
4.3. Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста.
4.3.2. Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста.
4.3.3. Организация обучения детей раннего и дошкольного возраста по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
4.3.4. Организация процесса воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
4.3.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
4.3.6. Методическое обеспечение образовательного процесса.
4.4.Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста.
4.4.2. Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста.
4.4.3. Организация обучения детей раннего и дошкольного возраста по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
4.4.4. Организация процесса воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
4.4.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
4.4.6. Методическое обеспечение образовательного процесса.
4.4.7. Организация раннего обучения детей дошкольного возраста (с указанием дополнительной области знания)[8]
ОК 1 – 11
ПК.7.1
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
вести здоровый образ жизни;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
о своих возможностях и ограничениях.
172
ОГСЭ.05. Физическая культура
ОК 1 – 11
ЕН.00
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
186
124
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять математические методы для решения профессиональных задач;
решать текстовые задачи;
выполнять приближенные вычисления;
проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически;
использовать математические методы при составлении личного финансового плана;
знать:
понятия множества, отношения между множествами, операции над ними;
понятия величины и ее измерения;
историю создания систем единиц величины;
этапы развития понятий натурального числа и нуля;
системы счисления;
понятия текстовой задачи и процесса ее решения;
историю развития геометрии;
основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
правила приближенных вычислений;
методы математической статистики;
сущность понятия финансовая грамотность;
ЕН.01. Математика
ОК 1 — 11
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в профессиональной деятельности;
соблюдать нормы информационной безопасности при использовании средств ИКТ;
формировать навыки, связанные с ИКТ;
владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
вести электронные формы документации;
использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(далее – сеть Интернет) в профессиональной деятельности;
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
нормы информационной безопасности при использовании средств ИКТ;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и тому подобных) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности.
ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности[10]
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт: осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
деятельности, позволяющий демонстрировать требуемый уровень владения дополнительной областью знания;
планирования и организации образовательной работы по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
формирования мотивации к обучению в процессе раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
регулирования поведения детей дошкольного возраста для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе раннего обучения дополнительной области знания;
организации процесса обучения на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей в процессе раннего обучения дополнительной области знания;
применения современных технологий в процессе раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
использования возможностей образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения требуемого качества в процессе раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
создания условий для проявления активности самим ребенком в процессе раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий по раннему обучению дополнительной области знания;
проведения диагностики и оценки результатов раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения дополнительной области знания;
наблюдения и анализа занятий по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
осуществления самоанализа занятий по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
обсуждения отдельных занятий по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики и разработки предложений по их коррекции;
оформления документации по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
уметь:
находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
определять цели и задачи занятий по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
создавать условия для развития мотивации детей дошкольного возраста к дополнительной области знания;
развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, самостоятельность и инициативу в процессе раннего обучения дополнительной области знания;
ставить цели раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания и определять пути и методы их достижения;
определять и оценивать содержание раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания в соответствии с целями обучения;
использовать различные формы и методы раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания, а также интегрировать в образовательный процесс современные технологии обучения;
осуществлять наблюдение за ходом процесса обучения и его отдельных этапов;
проводить рефлексию собственной педагогической деятельности по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
соблюдать санитарные нормы и правила в процессе раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
знать:
теоретические и технологические аспекты дополнительной области знания;
психолого-педагогические основы проведения занятий по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
теоретические основы и методику планирования занятий по раннему обучению детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
педагогические условия развития мотивации к дополнительной области знания;
методы, методики и технологии, применяемые в процессе раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания;
педагогические и гигиенические требования к организации раннего обучения детей дошкольного возраста дополнительной области знания.
1404
936
МДК 07.01
Практический курс (с указанием дополнительной области знания)
МДК 07.02
Теория и методика раннего обучения детей дошкольного возраста (с указанием дополнительной области знания)
ОК 1 — 11
ПК 4.1 — 4.2
ПК 6.1 – 6.5
Итого часов обучения по учебным циклам ППССЗ
4644
3096
УП.00
Учебная практика
23 нед.
828
ОК 1 – 11
ПК 1.1 – 7.2
ПП.00
Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00
Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация
6 нед.
ГИА.01
Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02
Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 86 нед. |
Учебная практика | 23 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[12].
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики
по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья
и требования по доступности.
7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[14].
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
[2] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[4] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[6] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
[8] Учебная нагрузка по дисциплине «Иностранный язык» в связи со спецификой дополнительной подготовки в области иностранного языка учитывается в объеме времени, отводимом на освоение ПМ 04 Организация раннего обучения детей дошкольного возраста (с указанием дополнительной области знания).
[10]Перечень дополнительных областей знания: иностранный язык; информатика.
[12] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности
и воинской службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 11, ст. 1094; № 14, ст. 1556; № 26, ст. 3365; № 30, ст. 4247; № 49, ст. 6923, ст. 6924; № 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, № 13, ст. 1802; № 17, ст. 2479; № 18, ст. 2628; № 27, ст. 3963; № 29, ст. 4356; № 41, ст. 5628).
[14] Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6,
ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст.4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78).