- Подробности
- Просмотров: 3728
Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих создание доступной среды в образовании
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Федеральный закон от 01.12.2014 года № 419 «О внесении изменений
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на
Приказ от 09.11.2015 года № 1309 «О порядке обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
Приказ от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») Министерства образования
Нормативно-правовое регулирование инклюзивного профессионального образования
ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
ФГОС по специальности
Порядок приема граждан
Порядок организации
Порядок организации
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования
Письмо Министерства образования
Положение
- Подробности
- Просмотров: 13059
Министерство образования Республики Башкортостан
ГАПОУ Салаватский колледж образования
Доступная среда в колледже
Создание доступной среды
В колледже реализуется программа «Доступная среда».
Цель: создание условий, способствующих интеграции инвалидов
В числе основных задач выделены:
- • обеспечение равного доступа инвалидов
и других маломобильных групп населения; - • обеспечение равного доступа инвалидов
к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступак профессиональному образованиюи трудоустройству.
Салаватский колледж образования
В рамках программы определены основные направления деятельности:
- содействие инвалидам при трудоустройстве
- ориентирование работодателей
- формирование доступности для инвалидов
В колледже ведется целенаправленная работа по формированию условий для беспрепятственного доступа
Нормативно-правовое обеспечение реализации программы:
- Конвенция
- Конвенция
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации
- Федеральный закон № 181- ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов
- Указ Президента Российской Федерации от
- Указ Президента Российской Федерации от
- Распоряжение Правительства РФ от
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
- Устав ГАПОУ Салаватский колледж образования
- Локальные акты колледжа.
Инновационная образовательная программа направлена на получение профессионального образования инвалидов
В колледже накоплен опыт создания условий
Основными видами деятельности программы являются:
- • формирование
у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья социальныхи профессиональных компетенций, конкурентоспособностии мобильности на современном рынке труда; - • создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных пособий
и электронных учебных материалов; - • реализация
и распространение инновационных методики технологий обучения студентов-инвалидови лиц с ограниченными возможностями здоровья; - • разработка
и реализация интеграционных программ творческого развития детей-инвалидов дошкольногои школьного возраста; - • создание системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации, стажировки специалистов в области инклюзивного образования; - • организация профориентационной работы
и социально-бытовой адаптации абитуриентовс инвалидностью; - • формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения колледжа как приоритетного объекта
и обследование доступности его объектови услуг; - • повышение качества доступности социальных услуг для людей
с инвалидностью; - • оснащение образовательного процесса специализированными техническими средствами
с учётом особых потребностей инвалидаи лиц с ограниченными возможностями здоровья; - • создание федерального ресурсного центра по организации инклюзивного образования;
- • организация комплексного сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра; - • оборудование внутренних помещений зданий тактильной (пространственно-рельефной) информацией;
- • анализ
и разработка нормативно-правовых актов профессионального образованияна основе инклюзивного подхода; - • разработка универсального дизайна изделий
и продуктов информационно-коммуникационных технологийв обучении инвалидови лиц с ограниченными возможностями здоровья; - • реализация международных проектов по инклюзивному образованию
и содействию трудовой занятости инвалидови лиц с ограниченными возможностями здоровья; - • создание мастерских для освоения рабочих профессий
в социально-значимых сферах для лицс особыми образовательными потребностями; - • подготовка
и публикация учебных, информационных методических пособий по формированию доступной среды; - • организации инклюзивного образовательного пространства
в системе непрерывного образования«ДОУ-школа-колледж». - • организация сотрудничества
с высшими образовательными организациямив вопросах продолжения образования обучающихсяс инвалидностью, подготовки педагогических кадров, проведении совместных научно-практических конференцийи семинаров; - • создание условий
в колледже для реализации адаптированной образовательной программы обучающихсяс инвалидностью; - • создание сетевого взаимодействия
со всеми участниками инклюзивного образовательного процессаи выстраивание партнерских отношенийна каждом этапе непрерывного образования; - • обобщение российского
и международного опыта организации инклюзивного образования; - • реализация программы «Русская жестовая речь»;
- • участие
в Конкурсах профессионального мастерства среди людейс инвалидностью Абилимпикс; - • создание системы образовательно-просветительской работы для педагогов
и родителей, занимающихся обучениеми воспитанием лицс ОВЗ, для детей, молодёжии общественности, способствующей выстраиванию успешного взаимодействия обучающихсяс особыми потребностямии здоровых людей. - • введение
в штатное расписаниепедагога-тьютора, сурдопереводчика.
В колледже проведена планомерная работа по созданию доступной архитектурной среды для детей-инвалидов (пандусы, поручни, оборудованные туалеты, учебные
Благоприятная развивающая среда позволяет студентам заниматься паралимпийскими видами спорта, художественным творчеством, театрализованной деятельностью, осваивать информационно-компьютерные технологии
На первом этапе
Второй этап
Третий этап
Четвертый этап
Работа по обеспечению доступной среды осуществляется
- • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации». - • Федеральный закон от 01.12.2014 года № 419 «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидовв связи с ратификацией Конвенциио правах инвалидов». - • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на
2011–2020 годы». - • Приказ от 09.11.2015 года № 1309 «О порядке обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых услугв сфере образования,а также оказания им при этом необходимой помощи» - • Приказ от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») Министерства образования
и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектови предоставляемых на них услугв сфере образования. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихсяс инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ Салаватский колледж образованияи профессиональных технологий.
В соответствии
С целью преодоления барьеров различных категорий инвалидов
- 1. Преодоление физических барьеров
- выравнивание перепадов высот
- расширение дверных проемов;
-ремонт
- обустройство парковки для личного автотранспорта;
- создание пожаробезопасных зон
- наличие
- наличие подъемника или подъемных платформ.
- 2. Преодоление информационных барьеров
- информационные панели;
- наличие информационных знаков
- установка тактильной предупреждающей информации.
- 3. Преодоление организационных барьеров
- наличие кнопки вызова персонала;
- информационное табло
В «дорожной карте» отражены мероприятия до
Колледж является приоритетным объектом
В качестве приоритетов по формированию доступной среды определены следующие задачи:
- решение вопросов доступности объектов
- развитие нормативно-правовой базы, системы управления
- кадровое обеспечение, обучение
- система контроля
Ежегодно
- Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образованияи науки РФ от14 июня 2013 г. № 464). - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования
и науки РФ от16 августа 2013 г. № 968). - Порядок приема граждан
на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образованияи науки РФ от23 января 2014 г. № 36). - Требования
к организации образовательной деятельности лицс ограниченными возможностями здоровьяв профессиональных образовательных организациях (Письмо Департамента государственной политикив сфере подготовки рабочих кадров№ 06–281 от 18.03.2014г.). - Методические рекомендации по разработке
и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо Министерства образованияи науки Российской Федерации№ 06–830 от 20.04.2015 г.). - Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от18 апреля 2013 г. № 291). - Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (Приказ Министерства наукии образования Российской Федерации от18 апреля 2013 годя № 292)
На основе данных документов разработаны локальные акты колледжа.
Формирование безбарьерного
В начале обучения психолого-медико-педагогическим консилиумом определяется образовательный маршрут каждого студента
- • индивидуализация процесса обучения
- • обеспечение щадящего режима учебных нагрузок
- • индивидуально-групповые занятия
с логопедом, сурдопедагогом - • дистанционные образовательные технологии
- • тьюторское сопровождение
- • разработка специальных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов
- • разработка адаптированных основных профессиональных образовательных программ.
Адаптированные профессиональные образовательные программы разработаны
Благоприятная развивающая среда позволяет студентам заниматься паралимпийскими видами спорта, художественным творчеством, театрализованной деятельностью, осваивать информационно-компьютерные технологии, участвовать
Студентам, имеющим ограничения
Подготовка преподавателей колледжа
- 1. Курсы повышения квалификации (преподаватели
в полном составе проходили в 2009г.,2012 г., 2015 г.) - 2. Стажировка преподавателей
на базе Института проблем инклюзивного (интегрированного) образования ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет(г. Москва). - 3. Переподготовка по программе «Русская жестовая речь» НОУ ВО ТИСБИ
(г. Казань) - 4. Обучение
в магистратуре ФГБОУ ВО БГПУим. М. Акмуллы по программе «Организация инклюзивного образования».
Сегодня преподавателями колледжа разработаны программы и проводятся курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, научно-практические конференции, круглые столы для преподавателей, учителей, воспитателей по работе
В колледже реализуются социальные проекты, которые способствуют развитию социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции людей
На базе Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов
- • Благотворительные акции «Подарок маме своими руками», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дармарка»,
- • Праздники «Хорошее настроение»,
- • фотосессия семей, воспитывающих детей-инвалидов,
ко Дню защиты детей, - • учебные занятия керамикой, ткачеством
с детьми-инвалидами - • фитнес для мам детей-инвалидов
- • экскурсии
на конноспортивную школу «Тулпар»в Мелеузе, - • встречи
с представителями духовенства, - •
лагерь-сплав «Силы внутри нас» по реке Белой - • Творческий фестиваль «Таланты без границ»,
- • лагерь дневного пребывания для детей
и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Академия летнего отдыха «Умные каникулы». Предоставляется возможность детями подросткам освоить программы по робототехнике, видеомантажу, гончарному делу, ткачествуи английскому языку. - • творческие занятия
со школьниками и подростками с инвалидностью.
Преподаватели
Благодаря предоставленному оборудованию
Одним
Таким образом, новым подходом
Основными направлениями деятельности:
- организация профориентационной работы
- сопровождение инклюзивного обучения;
- создание условий для социокультурной реабилитации;
- развитие информационно-технологической базы инклюзивного обучения;
- реализация программ дистанционного обучения;
- содействие трудоустройству выпускников
- развитие безбарьерной среды
Введены должности тьютора, педагога-психолога, сурдопедагога,
Способствуя полноценному участию
Использование современных технических
Организация профориентационной работы
При профессиональной ориентации ведется подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся
Профориентация осуществляется
Основными формами профориентационной работы
Создание безбарьерной среды
Организация архитектурной безбарьерной среды колледжа создается
С этой целью предусмотрены следующие виды работ:
Входы
- • съезд
с тротуара на транспортный проезд (перепад высотне должен превышать 0,015 м); - • тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию (ширина тактильной полосы принимается
в пределах 0,5 – 0,6 м); - • лестничный марш (ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть
не менее 1,35 м, для открытых лестницна перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка – от 0,12 до 0,15 м; поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытиеи быть шероховатой); - • лестницы дублируются пандусами или подъемными устройствами;
- • грязезащитное покрытие;
- • автостоянка для инвалидов
(не далее 50 м от входа в здание, выделяемые места для инвалидов должны обозначаться знаками).
Пути движения внутри здания (включая эвакуационные пути):
- • вертикальные коммуникации (вдоль обеих сторон лестниц необходимо устанавливать ограждения
с поручнями, которые располагаютсяна высоте 0,9 м) - • тактильные напольные указатели перед лестницами
и информационные указатели; - • здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов
на креслах-колясках на этажи выше или ниже этажа основного входав здание.
Пути эвакуации:
- • Зоны безопасности создаются с учетом психофизиологических возможностей инвалидов различных категорий,
их численности и места предполагаемого нахожденияв здании колледжа, если невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всехза необходимое время. В них обучающиесяс инвалидностью могут находитьсядо прибытия спасательных подразделений, либоиз которых они могут эвакуироваться более продолжительное время.Зона безопасности должна быть отделенаот других помещенийи примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены, перегородки, перекрытия, дверии окна. Зона безопасности должна быть незадымляемой.При пожаре в ней должно создаваться избыточное давление20 Па при одной открытой двери эвакуационного выхода. Каждая зона безопасности должна быть оснащена селекторной связью или другим устройством визуальной или текстовой связис диспетчерской илис помещением пожарного поста (поста охраны). Двери, стены помещений зон безопасности,а также пути движенияк зонам безопасности должны быть обозначены эвакуационным знаком Е21 по ГОСТ Р 12.4.026.На планах эвакуации должны быть обозначены места расположения зон безопасности.
На путях эвакуации допускается применение раздвижных, распашных дверей при условии, что они имеют функцию «антипаника», раскрываются
- • Верхняя
и нижняя ступенив каждом марше эвакуационных лестниц окрашеныв контрастный цвет или применены тактильные предупредительные указатели, контрастные по цветук прилегающим поверхностям пола, шириной 0,3 м. Кромки ступеней или поручни лестницна путях эвакуации должны быть окрашены краской, светящейсяв темноте, илина них наклеены световые ленты.
3.6.4 Санитарно-бытовые помещения
- • Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места
в раздевальных, универсальные кабиныв уборных, душевых и ванных. Доступная кабинав общей уборной должна иметь размерыв плане не менее, м: ширина – 1,65, глубина – 1,8, ширина двери – 0,9.В кабине предоставлено пространство для размещениякресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей, установлены откидные опорные поручни, штанги, другие принадлежности.В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворотакресла-коляски. Двери открываются наружу. - • В душевых предусмотрено
не менее одной кабины, оборудованной для инвалидана кресле-коляске, перед которой сохраняется пространство для подъездакресла-коляски. Доступная душевая кабина для МГН должна быть оборудована переносным или закрепленнымна стене складным сиденьем; ручным душем; настенными поручнями.У дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин предусмотрены специальные знаки(в том числе рельефные). - • использованы контрастные сочетания цветов
в применяемом оборудовании (дверь – стена, ручка; санитарный прибор – пол, стена; стена – выключателии т. п.). Дверные ручки, запоры, задвижкии другие приборы открыванияи закрытия дверей имеют форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой ине требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов рукив запястье.
Аудиовизуальные информационные системы
Доступные для МГН элементы здания
- • Системы средств информации
и сигнализации об опасности, размещаемыев помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов ина путях их движения, должны быть комплекснымии предусматривать визуальную, звуковуюи тактильную информациюс указанием направления движения. Здание или сооружение колледжа по заданиюна проектирование может быть дополнительно оборудовано радиомаяками(радио-метками) для слепых или слабовидящих посетителей, имеющих радиоинформаторы. Радиомаяки устанавливаются над дверными проемами ина стенах помещений колледжа. Визуальная информация должна располагатьсяна контрастном фонес размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, быть увязанас художественным решением интерьера. Кроме визуальной должна быть предусмотрена звуковая сигнализации, сигналы которой должны быть видимыв местах скопления людей.
В столовой колледжа предусмотрено обслуживание дежурными инвалидов
Организация рабочего места обучающегося
Здания колледжа учитывают возможности обучения студентов-инвалидов по специальностям
В учебном помещении первые столы
В каждом учебном помещении (учебных кабинетах, мастерских, библиотеке) предусмотрена возможность по
В актовом зале следует предусмотрены места для инвалидов
Места для инвалидов
Перед сценой, эстрадой
Для подъема
В читальном зале библиотеки колледжа оборудованы читальные места
В колледже обеспечена доступность для МГН
Для ориентирования МГН,
Предусмотрены индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся
Рабочее место обучающегося
При выборе организаций
Рабочие места инвалидов должны быть безопасны для здоровья, рационально организованы.
При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места
Технические
Образовательный процесс осуществляется в 2-х учебных корпусах колледжа, построенных по типовому проекту,
В образовательном процессе применяются тифлотехнические средства, облегчающие инвалидам по зрению работу
Компьютерные тифлотехнологии базируются
Тифлотехнические средства, используемые
Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, сурдотехнической аппаратуры является средством оптимизации образовательного процесса, средством компенсации нарушенной слуховой функции. Учебная аудитория должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной доской,
Для обучающихся
Адаптация образовательных программ
Обучающиеся
Проведение текущей
Форма проведения текущей
Обучающиеся инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану
При составлении индивидуального графика обучения предусмотрены различные варианты проведения занятий:
Подготовка
В программах подготовки
Основной формой
Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов
Сопровождение привязано
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы
Медицинское сопровождение включает сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости
Социальное сопровождение осуществляется
Освоение дисциплины «физическая культура» для инвалидов
Спортивные залы оснащены спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов
В колледже создана толерантная социокультурная среда, волонтерская помощь студентам-инвалидам для формирования гражданской, правовой
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов целесообразно действует волонтерское движение студентов. Волонтерское движение способствует социализации инвалидов, развивает процессы интеграции
Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается
Разработка
– создание
– повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов
¬– повышение качества среднего профессионального образования инвалидов
– возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося
– формирование
Адаптированная образовательная программа разрабатывается
Адаптация образовательных программ осуществляется
Образование обучающихся
Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляется
Адаптированные образовательные программы размещаются
Варианты реализации адаптированных образовательных программ
- 1. обучающийся
с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья учитсяв инклюзивной группе, изучаятот же самый набор дисциплин и вте же сроки обучения, чтои остальные студенты. Адаптированная образовательная программа направленана создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей. - 2. обучающиеся-инвалиды, обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья учатсяв отдельной группе вте же сроки обучения, чтои остальные студенты, или увеличенные сроки обучения.В адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины,а также обеспечиваются специальные условия для реализацииих особых образовательных потребностей; - 3. обучающийся-инвалид или обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану,в том числес использованием дистанционных образовательных технологий. Возможно освоение образовательной программыв увеличенные сроки обученияи введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин, предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей.