Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Основные проявления физического и эмоционального характера, которые могут говорить о том, что человек употребляет наркотики:

  1. Физиологические особенности:

-  зрачки расширены или сужены;

- угревые высыпания;

- отеки, мешки под глазами;

- насморк, чихание, кашель, слезотечение;

- жалобы на боли в мышцах, суставах, желудке и кишечнике;

- тошнота, приступы рвоты, часто болит голова;

- нарушения аппетита (аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершенно отсутствовать, может наблюдаться потеря веса);

- может наблюдаться озноб (человек тепло одевается не в соответствии с окружающей температурой);

- нарушение походки и координации движения.

2.  Жизненные особенности:

- пачки от сигарет;

- закопченные ложки, посуда;

- остатки от растения конопля или мака;

- шприцы, иголки от шприцев, ватные шарики или ватные диски;

- возникшая потребность в деньгах;

- появление специфического запаха в квартире;

- следы инъекций на теле (при попадании инфекции, в этих местах появляются нарывы и язвы)

3. Поведенческие особенности:

- вялость, сонливость, недомогание;

- апатия или тревожность;

- неожиданные изменения личностных особенностей (подросток может становиться раздражительным, невнимательным, пугливым или наоборот агрессивным, готовым взорваться по любому поводу);

- периодически становится заторможенным, угрюмым, отсутствующим или, наоборот, чрезмерно активен, подвижен, ведет себя шумно и неадекватно;

- проявление трудностей с запоминанием.

Богаткина М. А., педагог-психолог ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

АЛКОГОЛЬ ВРЕДЕН!

С алкоголизмом, полагаю, сталкивался каждый, если не в своей семье, то среди друзей, знакомых или коллег, встречал хоть раз алкоголика. И думаю, обратили внимание, что больной алкоголизмом никогда не считает себя алкоголиком, и, у него множество оправданий употребления алкоголя. Это одна из основных проблем алкоголизма когда больной отрицает, что он болен, не осознает тяжесть заболевания.

Но в любом случае, алкоголики всегда считают свое состояние уникальным, что это только они такие несчастные, что их не понимают, все их внимание направлено только на них самих.

Часто алкоголиков обвиняют в отсутствии силы воли или характера, но алкоголизм — это заболевание, и серьезное заболевание. Развивается оно в результате длительного систематического злоупотребления алкоголем. И другой проблемой алкоголизма является то, что появляется психологическая, а, в последствии, и физическая зависимость от алкоголя. И, конечно же, эти зависимости возникают не из неоткуда, а у них есть свои причины.

Очень важен мотив первого употребления алкоголя, и, то, как он повлиял на человека. Если же человек почувствовал раскрепощенность, «преодолел» свои комплексы в общении, или забыл о мучащих его проблемах, «избавился» от стресса и т. п. Человеку такие ощущения понравились, и в последствии при любой жизненной сложности будет прибегать к алкоголю в качестве «решения» своих проблем. И, в итоге, у него сформируется психологическая зависимость. И человек даже не станет пытаться искать реальных путей решения ситуации или своих комплексов.

Стать зависимым от алкоголя может человек, не только употребляющий крепкие спиртные напитки, но и слабоалкогольные. Организм в любом случае получает алкогольное отравление и в результате формируется также физическая зависимость. Просто одинаковый уровень алкоголя в крови добивается увлечением употребления низко алкогольного напитка (например, пиво, коктейль и т. п.), то есть если водки выпивает 100 гр, то пива, к примеру, 2 литра.

Алкоголь постепенно изменяет естественные биохимические процессы, тем самым, вызывая физическую зависимость (привыкание), то есть человек уже не может обходиться без употребления алкоголя, но из-за  отрицания болезни не в состоянии это признать, а наоборот, оправдывает всячески необходимость употребления алкоголя.

Физическая зависимость формируется не сразу. Сначала возникает психологическая зависимость, и человек сначала употребляет алкоголь редко, из желания преодолеть какой-то комплекс (стеснительность, например) или просто за компанию с друзьями, или пытаясь так «убежать» от насущных проблем, «выйти» из стресса, вместо того, чтобы их попытаться решить. И такой «выход» из трудных ситуации или «преодоление» комплексов закрепляется и становится единственно приемлемым.

Женский алкоголизм протекает точно также как и мужской, разница только в том, что женщина в силу своих анатомо-физиологических особенностей спивается быстрее. Например, если первая стадия алкоголизма у мужчин может длиться 2 — 15 лет, то у женщины может быть всего 6 месяцев. И часто женский алкоголизм проходит в скрытой форме, женщины не всегда нуждаются в друзьях-собутыльниках, и, порой, начинают пить в одиночестве и могут употреблять только низко алкогольные напитки (например, коктейли и т. п.). Поэтому алкоголизм становится заметен в более поздних стадиях.

Кроме того, у женщин низкая мотивация для лечения. Например, мужчина из страха потерять семью, может бросить пить самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту, то если женщина начала пить, то семья для нее не является важной и достаточно веским аргументом, чтобы лечиться. У нее нет страха потерять семью, она сама внутренне как бы уже отказалась от нее в пользу алкоголя, хотя никогда в этом не признается даже самой себе. К женщинам алкоголикам социум всегда более жестче относится, чем к мужчинам алкоголикам, что еще сильнее подталкивает женщин скрывать свое пристрастие к алкоголю, и если женщина решается отказаться от чреватой зависимости, то она в большинстве случаев вынуждена справляться самостоятельно без поддержки окружающих, что усложняет саму борьбу с алкоголизмом и адаптацию к новой жизни без алкоголя.

Алкогольный синдром плода обнаруживается и у детей, матери которых, злоупотребляли не только водкой, но и пивом, коктелями, шампанским, винами. Потомство таких матерей характеризуется меньшей массой  тела,  микроцефалией,   нарушениями  лицевого скелета (асимметричные узкие глазные щели, недоразвитая верхняя или нижняя челюсть, вздернутый нос, нередко волчья пасть и т. д.). Часто определяются дефекты со стороны внутренних органов, отставание в физическом и умственном развитии (полагают, что с алкоголем связано 8% врожденных форм умственной отсталости).

Алкогольный синдром плода это не только поражение мозга, но и болезненные изменения других органов и систем будущего ребенка: 1) нарушение питания и обмена веществ у плода; 2) нарушение строения черепа; 3) пороки развития и уродства; 4) повреждения мозга, включающее интеллектуальное развитие.

Такой ребенок, если однажды он попробует спиртное, то впоследствии он навряд ли от него откажется, поскольку оно улучшает его постоянно плохое настроение и самочувствие. Несколько иначе получается с умственно неполноценными детьми, которых рождается также немало в семьях пьющих. Такие дети более других подвержены внушению, поскольку у них прирожденно отсутствуют внутренние тормоза. Попав в дворовую компанию такие дети быстрее других приобщаются к выпивке и очень скоро становятся настоящими алкоголиками.

Алкоголизм может появиться и в грудном возрасте, когда мать-алкоголичка передает ему алкоголь с грудным молоком. Кроме того, некоторые матери, даже и не страдающие алкоголизмом, вследствие своего невежества дают маленьким детям для  успокоения спиртные напитки вместе с пищей.  У очень маленьких детей восприимчивость к алкоголю настолько велика, что он может проникать в их организм даже через кожу. Известны, например, случаи, когда грудному ребенку  часто делали спиртовые обтирания или компрессы, в результате чего у него появлялись признаки тяжелого отравления алкоголем.

Другой причиной появления раннего алкоголизма у детей алкоголиков является постоянное присутствие их во время распитияродителямиспиртных напитков. Этим осуществляется как сознательное, так и бессознательное приобщение детей к данному процессу, который они полагают вполне нормальным и даже необходимым в жизни. Ребенок, наблюдающий за отцом и матерью, которые являются для него самыми дорогими людьми, воспринимает их стиль поведения в качестве эталона и потом  сам ведет себя таким же образом.  Характерно, что в таких семьях наблюдается раннее приобщение детей к алкоголю, притом первую рюмку им дает отец или мать.

Зачастую в таких семьях дети хуже питаются, а вследствие недостатка витаминов у них снижается иммунитет и легко возникают инфекционные болезни.

Известно также, чтодети алкоголиковне только воспринимают стереотипы поведения своих родителей, но часто остаются без должного надзора и воспитываются улицей, откуда они также заимствуют не лучшие привычки. Безнадзорные дети в семьях пьющих и хуже учатся, получая только минимум знаний и профессию намного ниже своих способностей.

Постепенно, если человек не смог выпить, у него снижаться настроение и ухудшаться самочувствие, поэтому алкоголику требуется более частое употребление алкоголя, и увеличение дозы. При этом, он теряет контроль над своей персональной дозой, он не способен остановиться и напивается до невменяемости. У него появляется патологическое, неконтролируемое влечение к алкоголю.

И теперь уже человек употребляет алкоголь не для того, чтобы расслабиться и избавиться от стресса, или преодолеть комплекс, а потому, что алкоголь нужен, чтобы избавиться от мучительных симптомов абстинентного синдрома (похмелья).

Появление абстинентного синдрома указывает на формирование физической зависимости. При возникновении физической зависимости алкоголик, практически, не в состоянии прекратить употребление алкоголя. Он может обещать и даже попытаться удержаться от алкоголя, но, обычно, мало, кто самостоятельно просто воздерживается от алкоголя, так как рядом друзья собутыльники, стресс, с которым алкоголик не умеет бороться по другому как только с помощью алкоголя, и куча свободного времени, с которым он также не представляет что делать, мысли будут как раз возвращаться к тому как ему хорошо, когда он выпьет, а там друзья пьют и т. п. И все осложняет и наличие абстинентного синдрома. И, в результате, алкоголик не выдерживается и начинает пить.

Кроме того, неумеренное употребление алкоголя приводит к алкогольной интоксикации, и, возникает рвота, но вместо того, чтобы задуматься, что это сигнал, а значит, пора отказаться от алкоголя, алкоголики ищут способ борьбы с последствия (рвотой), а не с причиной (алкоголем). Рвота же — это защитный механизм организма от отравления, то есть организм так борется с лишней дозой алкоголя, очищая желудок от токсичного вещества, тем самым, не позволяя алкоголю еще больше всасываться в стенки желудка и поступать в кровь, иначе же может произойти сильнейшее отравление, и без медицинской помощи, в этом случае, не обойтись.

Длительное употребление алкоголя не проходит просто так, оно приводит не только к зависимости, но и к изменению психики, нервной системы и поражению внутренних органов.

А именно, происходит нарушение сна. Появляется дрожание рук, языка (тремор). Помимо этого, могут наблюдаться: галлюцинации, тахикардия, потливость, покраснение лица, спазм сосудов сердца, возникают проблемы с артериальным давлением, головная боль, тяжесть в голове, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, понос или запор, боль в животе.

Так, алкогольная деградация личности начинает развиваться уже на первых этапах болезни. Появляются аффективные расстройства, психопатоподобные симптомы, возникает ухудшение памяти, внимания и снижение интеллекта. У алкоголиков появляется шаблонность в профессиональной деятельности, возникают проблемы в освоении нового. Мышление становиться рутинным. Наблюдается утрата контроля к употреблению алкоголя и своему состоянию. Происходит нарушение эмоциональной сферы: веселая беззаботность, легкомыслие, алкогольный юмор, некоторое брюзжание, недовольство, капризность. Одновременно у них наблюдаются лживость, эгоизм, эгоцентризм. В глаза могут льстить, за глаза ругать.

Если на начальном этапе болезни наблюдается раздражение, но со временем, появляются вспышки гнева и увеличивается агрессия сначала по отношению к тем, кто на его взгляд мешает ему выпить (семья, работа), за тем по отношению ко всем людям и миру («дайте мне автомат, все расстреляю»).

Алкоголики не любят, когда им окружающие указывают на их зависимость от алкоголя, и реагируют негативно, бурно: может устроить скандал жене за то, что она ему это сказала, демонстративно обидеться или же, вообще, уйти к друзьям-собутыльникам, и даже в отместку напиться.

Постепенно алкоголик утрачивает интерес к своим увлечениям, спорту. То, что некогда ему нравилось перестает его интересовать, мысли об алкоголе заменяют все. Алкоголик находит все новые оправдания употреблению алкоголя и утрате интересов, хобби. Часто они утверждают, что если бросят пить, то начнут болеть, когда он выпьет, он чувствует себя хорошо, он не болеет. То есть алкоголик даже придумывает, что алкоголь благотворно влияет на него, и даже пытается убедить в этом близких, тем самым оправдывая свою зависимость. На первых этапах алкоголизма здоровье еще позволяет ему пить и чувствовать себя физически нормально, а состояние опьянения создает ему иллюзию силы, иллюзию, что он может горы свернуть, что все проблемы ушли и т.п. И у алкоголиков появляется страх перед будущем, перед болезнями, поэтому, чтобы «убежать» от собственного страха, он предпочитает уйти в иллюзорный мир, «созданный» алкогольной интоксикацией.

Также алкоголики утверждают, что у них нет зависимости, и они могут бросить пить, когда пожелают, но вот только пока что нет у них такого желания, но если оно появится, то они обязательно это сделают.

Кроме того, утрачивается уважение к близким и чувство долга перед семьей, коллективом, обществом. И, в итоге, все, что связано с алкоголем будет оцениваться положительно, все, что препятствует выпивке будет восприниматься негативно. Семья, работа, и связанные с ними обязанности, становятся в тягость, так как мешают приему алкоголя.

У алкоголиков повышается внушаемость. А в поведении появляется фамильярность, развязанность, беззаботность, неряшливость, исчезает чувство стыда и брезгливости. Становятся непредсказуемыми, одна и та же ситуация раз может вызвать бурные эмоции, а в следующий раз они ее как бы и не заметят. Свое неправильное, неэтичное поведение категорически отрицают, во всем обвиняют членов своей семьи, полное отсутствие собственной вины чтобы он не делал («он никогда не виноват», «виновата жена (муж, дети, родители)», «виновата работа», «виноват начальник» и т. д.). Становиться обидчивым, стремятся унизить и оскорбить близких.

Самооценка становиться неадекватной (или сильно занижена, или сильно завышена).

В алкоголизме выделяются 3 стадии.

Стадии алкоголизма.

1. стадия алкоголизма, в большинстве случаев, протекает незаметно как для «начинающего» алкоголика, так и для близких. Человек употребляет алкоголь в компании или по праздникам, может только раз в неделю. Но само ожидание, что вот этот момент, он сможет выпить, вызывает возбуждение, ощущение праздника, повышается настроение, возникает радость от предвкушения употребления алкоголя.

Появляются такие фразы: «как можно веселиться на трезвую голову», «я так снимаю стресс», «у меня сложная работа, я так расслабляюсь», «как я могу отказаться, все пьют, я обижу отказом», «я пил за компанию» и т. п. Все разговоры крутятся вокруг обсуждения как пили и что пили. Не редко гордятся тем, сколько смогли выпить.

Постепенно алкоголь становится настолько значимым, что вытесняет семью, работу, увлечения на второй план. Начинают пропадать непьющие друзья, и, к концу данной стадии остаются друзья разделяющие взгляды новоиспеченного алкоголика на «полезность» алкоголя. Все, что связано с алкоголем он воспринимает позитивно, своих друзей-собутыльников, алкоголик не только не считает алкоголиками, но находит у них массу положительных качеств, и какие они замечательные люди, так его понимают и разделяют его взгляды.

На данной стадии формируется только психологическая зависимость, и, алкоголик может без особых проблем отказаться от алкоголя и, тем самым, преодолеть свою болезнь, при условии, что в последствии не будет его употреблять вообще.                                                В среднем длится от 2 лет до 15 лет.

2. стадия алкоголизма, отличается от первой тем, что появляется абстинентный синдром (похмелье), то есть у алкоголика сформировалась помимо психологической зависимости и физическая. Обычно возникает алкогольный психоз, самый распространенный — алкогольный делирий («белая горячка»).

Как правило, переходит на более крепкие алкогольные напитки (но не всегда). Начинает исчезает рвота.

Алкоголь занимает основное место в сознании человека. Семья, работа воспринимаются как барьер к употреблению алкоголя, поэтому вызывают раздражение, злость. Изменяется выносливость к алкоголю, теперь уже переносимость алкоголя определяется не тем количеством алкоголя, которое может выпить человек, а тем, которое приводит его в состояние заметного, отчетливого алкогольного опьянения (толерантность), то есть увеличивается доза алкоголя, но хмелеет он быстрее, например, от одного-двух глотков.

В среднем длится 10 — 15 лет.

3. стадия алкоголизма. Появляются необратимые изменения психики, наступает деградация, у некоторых людей развивается алкогольная деменция. Снижается внимание, память, страдает интеллект, меняется характер. Человек не понимает основной смысл разговора, утрачивается способность понимать ситуацию, всегда видит что-то второстепенное, считая его важным. Также происходят и соматические изменения — здоровье угроблено алкоголем, болезни «сыпятся» на человека как из «рога изобилия»: нарушается иммунитет и развиваются такие заболевания, как алкогольная кардиомиопатия, алкогольный гастрит, алкогольный гепатит и т. п.

Пьет уже в одиночестве, собутыльники не обязательны. Прячет алкоголь, если жена (муж, дети, родители) пытаются контролировать («пьет за углом»). Почти ничего не ест, только употребляет алкоголь. Практически все время находиться под действием алкоголя.

Чтобы избавиться от психологической и физической зависимости от алкоголя, надо от него отказаться, и через некоторое время работа мозга восстанавливается, и он начинает самостоятельно вырабатывать эндорфины. В той или иной мере, психика восстанавливается через год трезвого образа жизни, гомеостаз восстанавливается и нормализуется физическое состояние — через 5 лет, тогда считается, что человек условно здоров, так как алкоголизм — это хроническое заболевание, а значит, не вылечивается полностью, а приводиться к стадии ремиссии, хотя у некоторых она может длиться всю оставшуюся жизнь. Алкоголизм является хроническим заболеванием, так как после длительного периода жизни без алкоголя, если человек его употребит, то у него очень быстро возникает физическая зависимость, он может уйти в запой (рецидив). В таком случае, лечение придется начинать заново. Поэтому, чтобы победить «зеленого змия» раз и на всегда, надо полностью и на всю оставшуюся жизнь отказаться от алкоголя.

Итак, как видим, на первых порах отказаться от алкоголя довольно легко, но надо учитывать, что если человек становится зависимым от алкоголя, то у него может появиться и другая зависимость, скажем, это человек увлекающийся и не умеющий во время останавливаться. Поэтому, чтобы справиться с зависимостью рекомендуется, например, найти что-то «безвредное», чтобы занять появившееся свободное время и отвлечься от мыслей об алкоголе. Одним из вариантов может стать коллекционирование все равно чего, главное, что это полностью поглощает все внимание человека. В борьбе с алкоголизмом прекрасным методом является трудотерапия, то есть заинтересовать зависимого от алкоголя человека строительством, рукоделием, плотничеством, ремонтом, кулинарией и т. д. Или если человек начнет помогать нищим, детским домам, старикам и т. п. Необходимо только, чтобы человеку самому это все было интересно, помочь найти именно его новое увлечение.

Не редко алкоголиков «переключают» на религию, это помогает им справиться с зависимостью и удерживаться от рецидивов. Но в этом случае, как ранее он был увлечен алкоголем, он будет отдавать все свое внимание религии.

Очень хорошо разработана психотерапия в обществе анонимных алкоголиков. И самое главное, прекратить полностью общение с друзьями-собутыльниками, близким понимать и поддерживать человека, если он решился бороться со своей зависимостью, и стараться избегать в его присутствии распивать алкогольные напитки, особенно на первых порах, когда он отказался от алкоголя (все равно сам он это делает или проходит лечение). И важно, чтобы человек понял причину почему он стал пить, и научился справляться со сложными жизненными ситуациями, стрессом и т. п. по другому, а не с помощью алкоголя, а значит, также появились установки на трезвый образ жизни.

Но в любом случае, если появилась зависимость от алкоголя, то не стоит тянуть и необходимо обратиться за помощью к специалистам или самому отказаться полностью от алкоголя, и чем раньше, тем лучше, и легче побороть болезнь.

Тем более, полагают, что жизнь алкоголиков сокращается на 10–15 лет. И алкоголизм повышает риск суицида. Но не только сами алкоголики склонны к суициду, но и их дети. Больше всего страдают, именно они. Соалкоголиками (созависимость) становятся все члены семьи. Поэтому если не жалко собственную жизнь и свое здоровье, то людям с перечисленными симптомами выше, стоит подумать о близких, и, остановиться, не губить здоровье своих детей, жены (мужа), родителей, брата (сестры) и их жизни….

Богаткина М. А., педагог-психолог ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

Системный подход к профилактике здорового образа жизни

Система – совокупность элементов, объединенных общей функциональной средой и целью функционирования в единую структуру с помощью прямых и обратных причинных связей. Функциональная среда системы – характерная универсальная совокупность алгоритмов и параметров, по которым осуществляется как взаимодействие (обмен, взаимоотношение) между элементами системы, так и функционирование системы в целом.

Системный подход методологический принцип, который по своему месту в иерархии уровней выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук.

Человек — это система жизни, входящая как часть (подсистема) в большую систему (надсистему) — человечество. Но он одновременно включает в себя меньшие системы организма. Человек — это открытая энергетическая система, нормальное функционирование которой определяется полнотой системных отношений, то есть взаимодействием с окружающим миром. Цели подсистем не должны противоречить целям надсистемы. Постичь ее невозможно инструментарием и оснащенностью самой системы. Поэтому важно знать общие закономерности развития, в соответствии с которыми можно определить направленность — интенцию развития систем. Существуют открытые и закрытые системы. Открытая система развивается благодаря энергообмену с окружающим миром. Закрытая система, живущая только для себя, обречена на разрушение.

Итак, как говорилось выше, человек – сложная система, единство ядра личности и ее социальной формы. Человек – неотъемлемая часть своей среды жизнеобеспечения. Человек – триединство Духа, Души и Тела. Единство состоит из трех сфер существования личности: духовного, психического и физического бытия. Человек, как и все человечество, представляет собой сложную, динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему и затратную, живую самосознательную биосоциальную систему, являющуюся единицей человеческой популяции. Открытая система (саморазвивающаяся) осуществляет информационный, энергетический и материальный обмен со средой. Закрытая или затратная система никогда не восстанавливает использованную энергию или материю. Саморазвивающаяся система развивается по фазовым законам сохранения, роста и развития. Самосознательная система имеет внутренний потенциал развития уровней сознания за счет бессознательного компонента психики. Человек – «чело, идущее по векам», сознание и самосознание, сохраняющееся, растущее и развивающееся в пространстве и времени.

Здоровый образ жизни

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Для формирования здорового образа жизни необходимо вспомнить определения здоровья.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

                Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

                Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

                Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой – понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассмотреть единый социально – психологический аспект здоровья.

Прежде чем говорить об уровнях системных отношений и иерархии потребностей, важно определить первичные факторы, влияющие на формирование потребностей и уровни системных отношений. Под направленностью личности в отечественной психологии чаще всего понимают систему убеждений, мировосприятие, идеалы, устремления, интересы, желания человека, которые являются социально обусловленными. Это так же превалирующие отношения, которые в процессе развития личности интеллектуализируются, дифференцируются и обобщаются. Это и стойкие закрепления в сознании, установки личности.

Так в отечественной психологии личностная направленность является характеристикой личности и детерминируется социальными факторами. Личностная направленность так же выступает как система доминирующих отношений личности, которая проявляется в двух позициях: отношение личности к себе; и отношение к другим.

                Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

                С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально – биологических функций.

                При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому, при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуального образа жизни каждого человека. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека, так и возрастно — половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно – мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Личностно – мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни. При формировании здорового образа жизни мы учитываем основные потребности человека (иерархию потребностей) и уровни системных отношений, позволяющие поэтапно развиться человеку.

Иерархия потребностей (по А. Маслоу)

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и привязанности. Принадлежность к той или иной социогруппе
  4. Потребность в уважении, признании и оценке другими достоинств
  5. Потребность в самоактуализации – самоуважении, как потребность в осуществлении субъектом своих творческих способностей, талантов.

Характеристика уровней системных отношений

               7

 
   

               6

               5

               4

 
   

               3

               2

               1

Под уровнями системных отношений в системном подходе понимается уровень сознания человека, в котором основными целями (направленностью личности) является качественное проявление характеристик уровней системных отношений.

1. Физический, психофизический уровень.

Основная цель на данном уровне – реализация человека в окружающем мире, особенности поведения человека в конкретных жизненных обстоятельствах, отношение к материальным ценностям, к здоровью, гигиене тела; умение управлять своим телом и бытом.

Физический уровень является уровнем реализации и воплощением идеи или замысла в конкретное дело. Достижение результата.

2. Межличностный уровень, система взаимодействия  «человек и окружающий мир» (психоэмоциональный уровень).

Этот уровень характеризует способность человека выражать и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Способность к контактам, коммуникабельность; чувственное реагирование на окружающий мир. На данном уровне человек учится выстраивать гармоничные отношения с противоположным полом, строить прочные семейные отношения.

3. Интеллектуальный деятельностный уровень.

На данном этапе определяется способность человека управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, находящую проявление в индивидуальном творчестве. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление процессами своей жизнедеятельности, в том числе материальными и чувственно-эмоциональной сферой. Выражение упорства в достижении цели, способность к реализации поставленных целей, их практичность.

4. Социальная индивидуализация (переориентация личности с акцента «для себя» на «для всех») Переходный уровень от коллективно-бессознательного к коллективно-сознательному (социальный уровень).

Данный уровень – признание человека обществом. Выбор между личным и общим благом. Способность человека к объединению с позиции сотрудничества и совместной согласованной деятельности. Понимание сути объединения для общественно-полезных целей.

Чувство коллективизма, трудового единства. Способность к всестороннему приятию обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как надсистемы.

5. Коллективно – творческий уровень.

Формирование системы коллективных ценностных ориентиров. Внутренняя ответственность, самодисциплина. Групповая согласованная деятельность выступает как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить; синтезирующая способность мышления. Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития.

6. Уровень общественного сознания (мировоззренческий уровень).

Мировоззрение человека. Способность отличать «добро» от «зла», способность использовать накопленный личный и общечеловеческий опыт в различных областях жизнедеятельности. Стремление к познанию мира с целью практического применения полученных знаний; осознание цели развития человека. Способность личности к интеграции в системе общественных отношений.

7. Уровень общечеловеческого сознания (межобщественная креативно-причинная интеграция).

Осознание человеком себя частью единого природного планетного организма. Осознание единства и целостности жизни на Земле. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества. Способность человека участвовать в формировании условий обновления общества.Принятие целевых установок развития большей системы и понимание цели развития человека как неотъемлемой части большей системы. Постоянное удержание в сознании позитивной цели.

Учитывая данные уровни развития, можно прогнозировать этапы развития: человека, общества.

Дискуссия  о наркотиках.

Хотя  для некоторых и  кофе своеобразный наркотик, но мы сегодня поговорим о  вещах, которые наносят более серьезный вред организму.

Вопросы для обсуждения:

Назовите причины, по которым подростки употребляют наркотики?

(Дать время для обсуждения, выслушать ответы).

Разберем несколько причин.

Причины Последствия

За компанию

Модно

Назло родителям

Чтобы испытать новые ощущения

Смерть от передозировки

Потеря уважения окружающих

Гепатиты и СПИД

Конфликты с родителями

Вывод при обсуждении: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

Есть две причины, по которым множество начинают употреблять наркотики. Эти причины часто связаны между собой, это-

1. Любопытство

  1. «От нечего делать», то есть от безделья, своей незанятости

Любопытство, любознательность – это очень ценное качество. Так как все великие изобретения делаются именно такими людьми – неравнодушными изобретателями, всюду сующими свой нос. Но иногда это приводит к трагедии, как в случае с наркотиками.

Так что же мы можем посоветовать тем ребятам, которые очень любопытны, как они смогут удовлетворить свое любопытство безопасным путем? Чем им можно занять себя? Подберите командой не менее 10 вариантов ответов: 10 видов деятельности для любознательных, изобретательных ребят.

(Дать команде время на обсуждение. Выслушать ответ).

Варианты:

-          путешествия по разным городам

-          студии и кружки по техническому моделированию

-          чтение разных энциклопедий

-          чтение литературы про изобретателей и изобретения

-          участие в различных конкурсах для юных изобретателей и конструкторов и т. д.

Не забывайте о том, что любопытство – это двигатель прогресса и всей нашей жизни. Будьте любопытны и всем интересуйтесь, удовлетворяйте это качество безопасным путем. Помните, что жизнь – это самое ценное, что есть у нас.

Не экспериментируйте со своей жизнью!

Одна из причин: желание испытать острые ощущения, оказаться в экстремальной ситуации.

Вопрос: Как испытать острые ощущения, не прибегая к наркотикам?

Группе дается время придумать не менее 10 вариантов ответов.

(Выслушать ответы).

И можно  предложить свои варианты:

1. Прыжки с парашютом.

2. Альпинизм.

3. Сплав на плотах по горным рекам.

4. Мотогонки.

5. Авторалли.

6. Полеты на дельтаплане.

7. Прыжки с трамплина.

8. Купание в проруби после парной бани.

Поверьте, ощущения от всех этих видов деятельности гораздо более сильные, чем от наркотиков, к тому же это не разрушает здоровье человека и его жизнь. Напротив, человек, занимающийся этими видами спорта, становится смелым, очень волевым и жизнестойким. А уж положительных эмоций и острых ощущений – хоть отбавляй!

Нужно учиться говорить «нет», в разных ситуациях это можно сделать по-разному.

Задание группе. Придумайте  не менее 5 способов, как сказать «нет».

Обсуждение предложений.

Предложения ведущего:

  1. Причин для отказа от разной «дури» — воз и маленькая тележка. Иногда можно приврать ради пользы дела.
  2. Десять способов сказать «нет»:
        • Эта дрянь не для меня
        • Не сейчас и не сегодня.
        • Есть увлечения и покруче!
        • Я в «завязке».
        • Нет уж, у меня и так вагон неприятностей.
        • Ты что? У меня аллергия!
        • Мои мозги мне пока не лишние.
        • Я уже попробовал – это мура!
        • Я не хочу умственно отсталых детей.
        • Я не тороплюсь на тот свет
  3. Когда трудно отказаться от какой-нибудь коллективной глупости вроде наркотиков, подумай: зачем бежать вместе со стадом? Оставайся собой!..
  4. И ты не должен извиняться, говоря «нет»! Ты сам хозяин своим словам и поступкам.

 

Остров рассуждения. (30 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Материалы: 4 листа бумаги из которых написано одно из следующих утверждений: «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».

Прикрепите подготовленный листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты.

Ведущие зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы0. После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и стать у тех листов ватмана, на которых отражены их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

 Спорные утверждения.

  1. Наркомания – это преступление.
  2. Легкие наркотики безвредны.
  3. Наркотики повышают творческий потенциал.
  4. Наркомания – это болезнь.
  5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  7. Наркомания излечима.
  8. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
  9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  10. Наркоман можно умереть от СПИДа.
  11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  12. По внешнему виду можно определить он наркоман или нет.
  13. Наркоман может умереть от передозировки.
  14. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  15. Наркомания неизлечима.

       16.  Программа обмена шприцов стимулирует распространение наркомании.

17. Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.

18. Лечение и реабилитация наркопотребителей должно быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

19. Наркоманы – это не люди.

20. Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.

21. Легкие наркотики нужно разрешить, чтобы решить проблему опийной наркомании.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Примечание: проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

Существует такое представление в подростковой среде, что человек, который начал употреблять наркотики, всегда может остановиться, не перейти ту черту, за которой начинается наркотическая зависимость. То есть многие ребята считают, что они вполне справятся с ситуацией, и сумеют вовремя остановиться, какое-то время будут употреблять наркотики, а потом бросят, когда захотят. Так ли это?

(Дать команде время на обсуждение. Выслушать ответ).

Ответ: нет — это очередной миф. Как правило, человек, независимо от возраста, не в состоянии проконтролировать, когда может появиться зависимость от наркотиков. Это зависит от многих причин. У кого-то зависимость развивается долго, а у кого-то почти моментально. Это может зависеть и от самого наркотика. От некоторых наркотиков зависимость развивается уже от первой инъекции – например, от героина. Затем, сильное увлечение наркотиками ослабляет контроль. Начав употреблять наркотики,— шансы бросить их стремительно уменьшаются. Никто не может контролировать ту границу, за которой появляется зависимость.

Вывод: эксперименты с наркотиками недопустимы, любопытство не оправдано!

                        Никогда, ни при каких обстоятельствах не прикасайтесь к наркотикам!

«Жизнь с болезнью» (30 минут)

Цель: осознание участниками проблем, связанных с наркоманией, изменение взглядов на проблему наркопотребителей.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки ан каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5×5 см) и просит написать: на 4 листочках – название любимых блюд, на 4 – названия любимых занятий, увлечений, на 4 – имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотиков. За любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать  по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листочку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

Обсуждение.

  • Как себя чувствовали участники во время игры?
  • Как себя чувствуют себя сейчас?
  • С чем или кем труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того, чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, что никто из вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой… и т. д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.

Можно провести ритуал «деролинга» (снять игровые роли с участников). Каждый руками как бы стряхивает с себя роль, называя себя по имени («я больше не человек, зависящий от наркотиков, я – Аня.) Такой ритуал полезно проделывать после каждой ролевой игры, чтобы участник мог эмоционально отсоединиться от своей роли.

Если накал эмоций остается очень высоким, сделайте небольшой перерыв (15 минут) или проведите упражнение на снятие тревожности.

Комментарий.

Необходимо соблюдать осторожность при проведении данной игры, так как в группе могут быть участники, попробовавшие наркотики или находящиеся в той или иной стадии зависимости. В этом случае данная игра может оказать разное воздействие, с одной стороны, показать насколько опасно дальнейшее употребление, а, с другой – вызвать у человека чувство безысходности. Еще раз вспомним заповедь тренера, как и врачане навреди! Если пока не уверен в своих силах, лучше выбрать игру попроще. (Напомним еще раз, что при подготовке подобного рада тренинга важную роль играет предварительный отбор участников группы с помощью интервью или анкетирования, в ходе которого ведущий устанавливает контакт с каждым потенциальным участников, проводит сбор информации и принимает решение об участии или неучастии данного подростка в тренинге).

Существует множество мифов, связанных с наркотиками.

Миф № 1: многие молодые люди считают, что есть легкие наркотики, например, марихуана, от которых не развивается физической зависимости. По этой причине они считают этот наркотик не опасным для здоровья и жизни.

Вопрос группе: «Как вы считаете, так ли это? Аргументируйте».

Ответ: во-первых, существует такое явление, как привыкание к наркотику, и затем, следует увеличение дозы.

Во-вторых, он начинает общаться в средах, где употребляются различные наркотики, и тем самым, втягивается в это еще больше.

Поэтому, марихуана – это не безопасный наркотик. Это очередной миф. Вы должны знать, что безопасных наркотиков НЕТ!!!

«Отказ» (40 минут)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыкам уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Группа делится на 3 подгруппы. Каждой  группе предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить у тебя дома какие-то вещи;
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям что какая-то его вещь лежит у тебя дома.

Задание подгруппам: в течение 7 минут, придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – отказывающегося»

Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа:

 Уверенный, агрессивный, неуверенный.

Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Комментарий: если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияние тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

 

 

«Гора жизни»

Способ проведения1: по каждому этапу ведущий делает схематичные рисунки на доске и комментирует.

Способ проведения2: («Живая скульптура»): ведущий может пригласить участника группы в качестве модели, поставить его  в центр на небольшое возвышение (табурет) и на нем как на живой скульптуре показывать жизненные связи, используя для этого веревки и других участников в качестве различных ролей. После этого всем участвовавшим предлагается высказаться, что они чувствовали в своей роли на каждом этапе и при происходивших изменениях.

1. (рисунок) Человек стоит на горе. Эта гора – символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей: (веревок, канатов, шнурков), возможные названия которых: семья, любовь, работы, друзья, деньги, секс, увлечения, творчество. (При варианте разыгрывания стоящий в центре обвязывается вокруг пояса веревку, второй конец которой находится в руках у участника, символизирующего ту или иную жизненную связь.)

Попросите слушателей дополнить этот список – подрисовывая на рисунке поддерживающие человека веревочки.

2. (рисунок) Человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Комментарий к рисунку. Когда какая-то «Связь» истончается или рвется (т. е. у человека возникают  какие-либо проблемы), все остальные связи поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ, например: для снятия стресса после конфликта  с начальником человек принимает алкоголь.

3. (рисунок) Человек стоит на горе; но один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат – символическое изображение наркотика. (При варианте живой скульптуры человек с веревкой, изображающий наркотик, встает на стул – так, чтобы быть выше стоящего на горе, и протягивает конец веревки («стоящему ан горе).

Комментарии к рисунку. Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему бы и мне не попробовать?» Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» — героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях» Но постепенно, когда человек начинает потреблять героин все чаще и чаще, он хватается за «второй канат» — возникает зависимость (на рисунке отображается 2-ой висящий канат, либо возникает второй человек на втором стуле с веревкой).

4. (рисунок) Человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты —  «наркотик». «Связи»,  с помощью которых он держался на этой горе до этого (канаты, веревки), оборваны. Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, он становится похожим на марионетку.

Комментарии к рисунку. Акцентируйте внимание на том, что героин превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями.

Обратитесь к зафиксированным результатам дискуссии, покажите, что все перечисленное участниками («остается без денег», «теряет работу», «болеет», «отрывается от людей», «не думает о других») — это обрыв связей.

Покажите, что все вязи, которые были указаны, рвутся, истончаются.

5. (рисунок) Человек стоит на оре, отпустив висящие канаты («героин»). С горой его связывает только один канат – семья. Семья, желая оградить его от наркотика, ограничивает его свободу. (Очень толстый, плотно натянутый канат).

Комментарий к рисунку. Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например: Прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат). Но «канат — наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). В большинстве случаев все – таки остается одна связь  — семья. Именно она помогает не упасть человеку. В этот момент важно как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничения свободы, т. к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз, мешает восстанавливать старые и восстанавливать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться  с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотиков вновь. Хорошо, когда помощь семьи  строиться на поддержке и поощрении самостоятельности, пониманию того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому.

6. (рисунок) Человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи.

Комментарии к рисунку: В этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи.

Обсуждение.

Ведущий задает группе вопросы для размышления (не для совместного обсуждения).

  • «Если  я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я»
  • «Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»
  • «Если я уже потреблял внутривенные наркотики, не нахожусь ли я в психической зависимости от них?»

Подведение итогов занятия. Спросить у группы, что понравилось и не понравилось на занятии. Дискуссия.

 

«Мой друг зависим от наркотиков» (15 минут)

Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в созависимые отношения с наркопотребителем, дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?» Участники высказывают сои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в конкретной форме.

Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

  Почему так трудно остановить наркоманию? Ведь все сейчас знают, что наркотики приводят к разрушению здоровья, смерти, потери всех ценностей. Но количество наркоманов не уменьшается. Почему это происходит?

(Дать время на размышления, обсудить ответ команды).

Ответ: дело в том, что наркобизнес – это самый прибыльный бизнес. Если наркоману нужны деньги, то ему достаточно втянуть в употребление еще несколько человек, которым можно будет продавать наркотики подороже и зарабатывать себе на дозу. Поэтому каждый наркоман вынужден приобщать к этому делу все больше людей

            Существует множество тяжелых болезней, которые уносят тысячи жизней. Но почему именно наркомания оказалась в центре внимания общества? Почему борьбе с ней придается больше значение?

            Ответ: наркомания – это не просто болезнь, от которой умирают десятки тысяч людей. Это огромное социальное зло. Наркоманы совершают многочисленные преступления. Чтобы добыть деньги на наркотики, они постоянно воруют, могут совершить грабеж, убить человека. Из–за наркомании распадается множество семей, увеличивается количество безработных. Самое большое зло – это то, что наркоманы втягивают в свою среду все больше детей и подростков. Вопрос: чем вы конкретно можете помочь в борьбе с наркоманией. Ответ: во-первых, никогда не употреблять наркотики самому, во-вторых, не быть безразличными к этой проблеме, знать, что проблема наркомании касается всего общества. В-третьих, поскольку вы уже знаете и умеете в области профилактики наркомании, то вы можете вместе с взрослыми грамотно и профессионально проводить профилактические мероприятия среди подростков и старшеклассников.

            Это и будет ваш вклад в борьбе с наркотиками.

 

Игра «Этого нельзя».

Группа становится в круг, в центр ставится коробочка. Всем объявляется: «В этой коробочке лежит то, чего нельзя. Если очень хочется можно подойти и посмотреть. Но когда вы посмотрите, вы никому не должны говорит или показывать то, что вы там увидели». Дается время для просмотра. Можно напомнить, что этого нельзя. Можно провоцировать, чтобы подошло к коробочке как можно больше любопытных. На самом деле  коробочка может быть пустой.

Вопросы для обсуждения:

Смогли бы вы прожить, не заглядывая в коробочку?

Что с того, что вы заглянули в коробочку?

 В жизни много искушений, но стоит ли идти на поводу у любопытства, если изначально знаешь, что это не стоит твоего внимания.

 Вы сами несете ответственность за свою жизнь. Вы должны научиться отказываться от тех предложений, которые несут разрушение вашему здоровью, и будут угрожать вашей жизни. У вас должно быть наготове множество способов, как отказаться от чего-то, если тебе это не нужно.

Игра «Вирус»

Команде раздается листочки, они все белые, то есть чистые, но один из них помечен крестиком. Когда участники берут листочки, они никому не показывают, что изображено на листочках. Тот, кому достался  листочек  с крестиком оказывается ВИЧ-инфицированным, конечно он никому не говорит и не показывает видом, что он теперь на время игры является ВИЧ-инфицированным.  Команде дается задание. Представьте, что вы находитесь на дискотеке. Сейчас вы будете двигаться по залу и здороваться. Тот, кто заражен будет тоже здороваться, но незаметно царапать ладошку встречных, то есть тем самым заражать. Те, кого он заразил дальше тоже, при встречи будут царапать ладошку. Через какое-то время игра останавливается. Все встают в круг и просят сделать шаг вперед тех, кто оказался зараженными. Наглядно показывается, что один зараженный может заразить огромное количество людей. Но тем, кто оказался в кругу дается шанс. Они прошли тест на ВИЧ, то есть им, дополнительно раздаются листочки и из этих листочков помеченных крестиком оказывается лишь 5. Остальные оказываются здоровыми.  Те, кто здоров, делают шаг назад. А те пятеро остаются в кругу. Подводится итог игре, что в жизни второго шанса может и не быть. И один может натворить много бед. Всех благодарят за игру. И говорят, что теперь все здоровы.

 

Игра «Зависимость».

Приглашаются двое желающих. На время игры один из участников становиться  зависимым от наркотиков, второй «наркотиком», при этом второй участник крепко обхватывает первого за талию. Вопрос остальным: перед вами человек, который хочет избавиться от наркотической зависимости, кто из его окружения может ему помочь. Аудитория начинает предлагать: родители, друзья,  врачи, любимые… Те кто произносит реплики приглашаются попробовать оторвать зависимого участника, под номером один, от «наркотика», тот в свою очередь не отпускает. В результате получится, что с одной стороны восемь или больше людей пытаются спасти человека.

Подводится итог: стоит ли начинает употреблять наркотики, если потом придется платить такую высокую цену за то, чтобы избавиться от них.

Игра ролевая, поэтому в конце надо будет снять роли с участников. Они проговаривают, например: «Я не наркотик. Я Петя»

«Ассоциации» (15 минут)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки, листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвуют вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1–2 слова, которое приходит вам на ум, когда вы слышите «наркотики», «наркомания», «зависимость».

Игра может быть проведена в 2-х вариантах – устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1–2 ассоциации. Которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают сои ассоциации к этим словам. После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

«История про…» (1 час)

История про Машу.

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля и Маша во время дискотека завел Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать все своей однокласснице Свете, у которой брат недавно погиб под колесами мотоцикла, за рулем которого был наркоман. Света обещала все устроить и решить проблему.

Она рассказывает все классному руководителю, а та – директору школы. Родителей Коли вызывают и рассказывают о сыне, Кол. Кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больнице, он решил, что наркотики он употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения тоже не собирается.

На примере обсуждения истории видно:

- насколько сложно отказать близкому человеку;

- принять самостоятельное решение;

- сделать правильный выбор;

- определить, какой выбор правильный;

-  отказаться от дискриминирующей позиции.

Классный час ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

                                                                                                         

Дополнительная информация

php_value pcre.backtrack_limit 1M ini_set('pcre.recursion_limit',1000000);