Целью воспитательной работы является создание педагогических условий стимулирования профессионального и личностного самоопределения и саморазвития обучающихся.
Для изучения личностного самоопределения обучающегося мы используем тест оценки потребности в достижении и метод экспериментальной оценки.
Для изучения креативности личности применяется тест Торренса. Мы используем фигурные варианты, где выявляются следующие характеристики творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Диагностируя креативность, можно сделать вывод об условиях, благоприятных для творчества обучающихся. Так же ведутся дневники личностного роста обучающихся.
Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения – очень важный показатель в системе эффективности воспитательной сисемы. Для его исследования хорошо подходит тест, разработанный Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Результаты теста показывают, сформирована ли достаточная нравственность у учащихся или присутствует безнравственная ориентация.
Для анализа самооценки, уверенности в своих силах и возможностях применяется «Опросник субъектного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим». Способность к рефлексии оценивается через метод незаконченных предложений. Его результаты выявляют ценностные ориентации, отношение к людям и установки «Я-концепции».
Для исследования удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в колледже используется методика, разработанная А. А. Андреевым. Она включает в себя 10 вопросов, легко выполнима и хорошо отражает комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в колледже.
Чтобы проанализировать удовлетворенность преподавателей содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в коллективе, мы проводим анкету «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Она отражает отношения преподавателей с коллегами, администрацией, творческую атмосферу в коллективе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе диагностируется с помощь методики, разработанной Е. Н. Степановым «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
Для изучения показателей по третьему критерию используется метод статистического анализа.
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Личностное самоопределение | - Умение и стремление обучающихся к познанию и проявлению своих возможностей. - Креативность личности обучающегося, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. - Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. - Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. - Обладание способностью к рефлексии. | Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки; Обобщение данных независимых экспертов Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), дневник личностного роста обучающихся группы Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Опросник субъектного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. |
Удовлетворенность педагогов, обучающихся и их родителей жизнедеятельностью в учебном заведении. | - Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условием трудовой деятельности, взаимоотношениями в колледже. - Комфортность, защищенность личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в колледже. - Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в коллективе. | Анкетирование «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения». |
Конкурентоспособность учебного заведения | - Усвоение обучающимися/студентами основной профессиональной образовательной программы. - Успешное трудоустройство выпускников колледжа - Поступление выпускников колледжа в высшие учебные заведения. - Участие обучающихся/ студентов, преподавателей колледжа в смотрах, конкурсах, соревнованиях. - Отток обучающихся/студентов в другие учебные заведения. - Репутация (имидж) колледжа | Методика статистического анализа. Методика статистического анализа. Методика статистического анализа. Методика статистического анализа. Методика статистического анализа. Методика статистического анализа. |
При организации психолого–педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе адаптации использованы методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Айзенка, тест «Самооценка психических состояний», анкетирование Смишека «Акцентуация характера», которые позволили оценить и интерпретировать у студентов уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Одним из компонентов диагностического инструментария является методика «Положительное настроение на уроках», цель которой — изучение эмоционального комфорта на уроках, познавательной мотивации, отношений с учителями-предметниками.
Неоднократно проводится диагностика межличностных отношений в группе «Шкала приемлемости» Станкина М. И., которая позволяет выявить статус и взаимные симпатии обучающегося в группе, установить коэффициент сплочённости коллектива.
На первом курсе с обучающимися был проведен ряд тренинговых занятий на развитие взаимоотношений в группе. В результате тренинга обучающиеся поняли:
· нельзя переделывать другого человека по своему вкусу – 87%;
· каждый человек имеет право отличаться от других людей – 84%;
· не бывает людей с плохим характером, бывает несовпадение человека и ситуации – 80%;
· каждый человек имеет право на ошибку – 71%;
· моральные нормы вырабатываются в результате попыток найти компромиссное решение проблемы, наиболее безболезненное для всех участников – 38%.
Убедились:
· каждый человек интересен, если подойти к нему поближе – 64%;
· самый короткий путь установления контакта – искренний интерес к личности – 61%;
· люди нуждаются друг в друге – 60%;
· надо успевать посмеяться над собой первым – 52%;
· человеку свойственно желание помогать другим, важно не отбить это желание своим поведением – 48%;.
Научились:
· мужеству признавать свои ошибки и признаваться в своих слабостях – 79%;
· объединять усилия, разделять обязанности – 76%;
· организовывать поиск общей точки зрения – 75%;
· внимательно слушать друг друга – 65%;
· ценить внимание других – 62%.
По окончанию тренинговых занятий, на основании социометрического опроса представляем результаты первичной и вторичной диагностики.
В таблице № 1 «Коэффициент сплочённости коллектива» представлена диаграмма сравнительного анализа положительной динамики межличностных отношений в группе до и после тренинга.

Таблица 2 отражает динамику таких показателей: тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность. Анализ результатов занятий доказывает, что такая форма групповой деятельности оказывает значительное воспитательное воздействие на учащихся.
Таблица 2

В результате проведения диагностики ценностных ориентаций в структуре личности обучающихся были выявлены следующие проблемы: обучающиеся – первокурсники, к сожалению, они не уделяют должного внимания таким ценностям, как творчество, саморазвитие, компетентность.
В соответствии с полученными данными куратором и психологической службой колледжа были организованы тренинги ценностных ориентаций, осмысления их ведущей роли в профессиональной компетентности. Результаты представлены в таблице № 4.
Таблица№ 4

Наш колледж – это маленькая частица республики, которая должна сохранять и продолжать традиции всех народностей, проживающих в республике, сохранив культуру межнационального общения. В группе обучались представители 5 национальностей, поэтому необходимо было сформировать у них способность жить в полиэтническом и поликультурном обществе, определить духовно-нравственную позицию по отношению к окружающей действительности с учетом национальной специфики. Формирование культуры межнационального общения осуществлялось с помощью деловых, ролевых игр, тренингов толерантности. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения. Широко применяется метод ранжирования, когда предлагается распределить по местам нравственные ценности.
Результаты ранжирования нравственных ценностей группы 2 Н представлены в таблице № 5.
Таблица 5

Большую эффективность имеет метод незаконченного предложения. Например, «Патриот для меня …»
Вот какие определение дали обучающиеся на 3 курсе:
«…Патриотами не рождаются, а ими становятся… О патриоте судят не по словам, а по поступкам…»;
«…Да, я считаю себя патриотом. Я люблю свою страну, переживаю за нее, но с некоторым пессимизмом прогнозирую ее будущее. Очень хочется, чтобы наша страна вернула себе былое величие. Я думаю, российский народ – самый добрый и терпеливый…»;
«Патриотизм в моем понимании можно выразить так: это есть любовь к Родине, преданность и готовность в любой момент поддержать ее… У каждого нормального человека должен быть инстинкт защищать свою страну…»;
«…Если бы уехала жить за границу, то надолго бы там не задержалась. Уж очень люблю свою страну…»;
Для определения уровня воспитанности использовались методики: «Мой выбор» Левановой Е. А.,« Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щурковой, «Направленность личности» Синицина А. Г. Данные методики позволяют выявить отношения студентов/обучающихся к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективисткой направленности, самокритичности, совестливости, чуткости и справедливости).
По обработанным результатам диагностического обследования составлен портрет выпускника 3 курса группы Н. Результаты показывают, что 42% обучающихся колледж дал знания; 23% учащихся приобрели настоящих друзей; для 19% колледж научил разбираться в людях и строить отношениях с ними; для 16% учебное заведение помогло лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки.
86% выпускников уверены, что колледж хорошо подготовил их к дальнейшей жизни, а именно:
- научил адаптироваться в обществе, в социальном пространстве,
- сформировал коммуникативные качества;
- дал богатый багаж знаний и практики, очень много в сфере личностного познания и роста,
- научил достигать своей цели и подготовил к постоянной занятости и работе.