Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Слайд1Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд14

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ ПЕРЕВОЗЕ СТУДЕНТОВ

ПЕДКОЛЛЕДЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ

ТРАНСПОРТОМ № 25

 

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.     К перевозке студентов автомобильным транспортом допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, предрейсовый медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 последующих лет.

1.2.     Студентов при перевозке должны сопровождать двое преподавателей.

1.3.     При перевозке  автомобильным транспортом возможно  воздействие на студентов следующих опасных факторов:

- травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке и высадке из автобуса;

- травмы   в   дорожно-транспортных   происшествиях   при   нарушении   правил дорожного    движения    или    при    эксплуатации    технически    неисправных транспортных средств.

1.4.     Автобус,   предназначенный   для   перевозки   студентов,   должен   быть оборудован   спереди   и   сзади   предупреждающим   знаком   «Дети»,   а   также огнетушителем    и    медаптечкой    с    набором    необходимых    медикаментов    и перевязочных средств.

1.5.     В    случае    дорожно-транспортного    происшествия    с    травмированием студентов ответственные за перевозку сообщает с ближайшего пункта связи с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации колледжа, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.

1.6.     При перевозке студентов соблюдать установленный порядок перевозки и правил личной гигиены.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

2.1.  Перевозка   студентов   разрешается   только   по   письменному   приказу директора колледжа.

2.2.  Провести   инструктаж   студентам   по   правилам   поведения   во   время перевозки с записью в журнал регистрации инструктажа.

2.3.  Руководителю убедиться в технической исправности автобуса по путевому листку и путем внешнего осмотра.

2.4.  Проверить наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака «Дети», а также огнетушителя и медаптечки.

2.5.  Посадку студентов в автобус производить со стороны тротуара, обочины дороги или на территории колледжа строго по количеству посадочных мест. Стоять в проходах между сидениями не разрешается.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1.  При перевозке студентам соблюдать дисциплину и выполнять указания преподавателей.

3.2.  Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, не высовываться из окна и выставлять в окно руку.

3.3.  Скорость   движения   автобуса   при   перевозке   студентов   не   должна превышать 60 км/час.

3.4.  Во  избежания  травмы  при  резком  торможении  автобуса  необходимо упираться ногами в пол кузова, автобуса и руками держаться за поручень впереди расположенного сидения.

3.5.  Не разрешается перевозить студентов в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости.

3.6.  Перед неохраняемым железнодорожным переездом остановить автобус, убедиться в безопасности проезда через железную дорогу и затем продолжать движения.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.  При появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса принять вправо,  съехать на обочину дороги и остановить автобус.  Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

4.2.  При получении студентам травмы оказать первую помощь пострадавшему при необходимости доставить в ближайшее лечебное учреждение и сообщит! руководителю колледжа.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАИИ ПЕРЕВОЗКИ

5.1.  Съехать   на   обочину   дороги,   подъехать   к   тротуару   или   заехать   на территорию колледжа, остановить автобус.

5.2.  Студентам выходить из автобуса осторожно не создавать толкотни.

5.3.  Проходить через дорогу только по сигналу светофора.

5.4.  Проверить в списках наличие всех приехавших.

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

ПРОЕКТ

 Организация учебной фирмы

«Краеведческий центр ЮРМАТЫ», 

Составители:  преподаватели ГОУ СПО

Салаватский педагогический колледж

Субботина Наиля Мусеевна,

Табаева Дина Мусеевна

Салават 2013

Цель программы – ориентация студентов-сотрудников  «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»  на самостоятельное проектирование и реализацию экскурсионно-туристской деятельности.

Задачи, решаемые данной программой:

·              сформировать у студентов умение обеспечить потребителей качественными экскурсионно-туристскими услугами;

·              создание условий для совершенствования навыков экскурсионно-туристской деятельности студентов-сотрудников  «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»;

·              развитие лидерских качеств и коммуникативных умений у сотрудников «Краеведческого центра ЮРМАТЫ», предприимчивости и мобильности;

·              совершенствование практических умений и навыков студентов по организации и проведению экскурсий и однодневных туристских походов (разработка маршрутов с учетом пожеланий заказчика и возрастными особенностями экскурсантов, умение контролировать уровень эмоционального состояния ребят)

·              развитие у сотрудников «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»  таких профессионально необходимых личностных качеств, как креативность, уверенность в себе, самостоятельность, мобильность, ответственность, инициативность, коммуникабельность;

·              создание оптимальных условий для самообразования, самовоспитания, самоактуализации, что повысит у сотрудников центра конкурентоспособность.

Достижение цели основывается на следующих основных принципах:

· гибкости и вариативности форм проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, в организации межличностных отношений;

· органической взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы (посещение выставок, музеев, экскурсий по городу);

· самостоятельности, поисковой активности и творчества в освоении теоретического материала.

Методы контроля и формы отчетности предполагают:

· проведение терминологических диктантов;

· выступление на практических занятиях с сообщениями, представление

результатов собственной познавательной и творческой деятельности;

· составление виртуальной экскурсии;

· разработка и проведение реальной экскурсии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 этап. Обучение студентов-сотрудников учебной фирмы.

  1. Основы туристско-экскурсионной деятельности.
  2. Изучение нормативной документации (инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом).
  3.  Правила оформления текущей и отчетной документации (договор о  предоставлении услуг, заявка, отчет, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров) по деятельности учебной фирмы.
  4. Основы игры на шестиструнной гитаре.
  5. Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.

В ходе лекционных и практических занятий студенты краеведческого центра приобретают навыки самостоятельной творческой работы по разработке новой экскурсии, отбору объектов экскурсии, составлению маршрута, подготовки методической документации, осваивают методические приемы показа и рассказа и особенности ведения обзорной (многоплановой) и тематической экскурсий, приобретают практический навык оформления документации по деятельности учебной фирмы и осваивают навыки игры на шестиструнной гитаре.

Учет знаний студентов может проводиться в следующих формах:

1.      защиты экскурсионного проекта (реального или мультимедийного),

2.      собеседование,

3.      тестирование.

Примерное тематическое планирование

Наименование темы, раздела

Количество часов

Сам.

раб.

Всего

Лекции

Практ.

  1. Основы туристско-экскурсионной деятельности.

1.1.

Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии

1

1

-

1

1.2.

Классификация экскурсий

2

1

1

1

1.3.

Сочетание показа и рассказа в экскурсии

2

1

1

1

1.4.

Классификация методических приемов

2

1

1

1

1.5.

Технология подготовки новой экскурсии

6

2

4

3

1.6.

Методика проведения экскурсий

6

4

2

1.7.

Техника ведения экскурсии

2

1

1

1

1.8.

Личность экскурсовода

2

2

-

1.9.

Умения и навыки экскурсовода.

2

2

-

1.10.

Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода

2

2

-

1

2. Изучение нормативной документации

2.1.

Инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом

4

2

2

2

3. Основы делопроизводства.

3.1

Правила оформления текущей и отчетной документации (договор о  предоставлении услуг, заявка, отчет, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров) по деятельности учебной фирмы.

6

4

2

2

4.      Основы игры на шестиструнной гитаре.

4.1.

Устройство гитары. Настройка гитары

3

1

2

3

4.2.

Посадка. Нумерация пальцев правой и левой рук.

3

1

2

3

4.3.

Левая рука. Перестановка аккордов

4

-

4

2

4.4

Правая рука. Перебор

4

-

4

3

4.5.

Бой на гитаре: простой и сложный.

4

-

4

3

4.6.

Практическое занятие. Разучивание песен.

20

4

16

6

ИТОГО

74

29

45

33

5.      Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.

5.1.

Безопасность в туристических походах. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

24

24

5.2.

Техника вязания узлов.

24

24

5.3.

Правила организации бивака.

24

24

5.4.

Техника скалолазания.

24

24

5.5.

Виды костров, способы разведения огня.

24

24

5.6.

Проведение пробной экскурсии по городу Салават.

2

2

5.7.

Проведение пробной экскурсии по городу Уфа.

7

7

5.8.

Проведение пробной экскурсии на шихан Торатау.

4

4

5.9.

Проведение пробной экскурсии в конноспортивную школу «Тулпар» в городе Мелеуз.

3

3

Итого:

 

136

 

136

 

             

  1. Основы туристско-экскурсионной деятельности.

 

Тема 1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Функции экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

Тема 1.2. Классификация экскурсий

Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические)), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.

Практическое занятие № 1

Посещение обзорной экскурсии по г. Салават. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия, какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии.

Практическое занятие № 2

Посещение тематической экскурсии в историко-краеведческом музее Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме про-

ведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: на примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой?

Тема 1.3. Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.

Показ и рассказ – два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.

 

Практическое занятие № 3

На основе впечатлений от посещения экскурсии в картину галерею города Салават ответить на следующие вопросы: почему показ называют основным элементом экскурсии, в чем сущность показа, роль последовательности в показе объектов, почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ – два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа.

Тема 1.4. Классификация методических приемов

Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции, климактерический и антиклимактерический.

Практическое занятие № 1

Задание. Подобрать примеры на следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски на материале Салавата. Оформить выполненное задание в виде мультимедийной презентации. Собрать коллекцию зданий, на которых находятся мемориальные доски.

Выписать текст, представленный на мемориальных досках. Подобрать примеры на следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции, климактерический и антиклимактерический.

Тема 1.5. Технология подготовки новой экскурсии.

Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

 

Практическое занятие № 2

Выбрать одну из предложенных тем, написать реферат и на основе реферата

разработать экскурсию.

1. Улицы Салавата.

2. Мемориальный комплекс «Земля Юрматы».

3. Памятники Салавата.

4. Театральный Салават.

5. Салават спортивный.

6. Площади города Салават.

7. Культура и искусство Салавата.

8. Архитектурные сооружения Салавата.

Тема 1.7. Техника ведения экскурсии

Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Техника использования «портфеля экскурсовода».

Практическое занятие № 3

Проведение учебных экскурсии по выбранной теме. Анализ работы

студентов-экскурсоводов.

Тема 1.8. Личность экскурсовода

Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Тема 1.9. Умения и навыки экскурсовода.

Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи – внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность

языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения

речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила.

 

 

Тема 1.10. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода

Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода.

Внешний облик экскурсовода.

2.      Изучение нормативной документации.

Тема 2.1.  Инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом

     3. Основы делопроизводства.

Тема 3.1. Составление договора о  предоставлении услуг. Что такое договор и для чего происходит его составление? Ошибки при составлении договоров. Оформление отчётной документации по деятельности учебной фирмы.

 

 

4. Основы игры на шестиструнной гитаре.

Тема 4.1. Устройство гитары. Настройка гитары.

Тема 4.2. Посадка. Нумерация пальцев правой и левой рук.

Тема 4.3. Левая рука. Перестановка аккордов.

Тема 4.4. Правая рука. Перебор.

Тема 4.5. Бой на гитаре: простой и сложный.

Тема 4.6. Практическое занятие. Разучивание песен.

5. Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.

 

Тема 5.1. Безопасность в туристических походах. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Тема 5.2. Техника вязания узлов.

Тема5.3.  Правила организации бивака.

Тема 5.4. Техника скалолазания.

Тема 5.5.Виды костров, способы разведения огня.

Тема 5.6. Проведение пробной экскурсии по городу Салават.

Тема 5.7. Проведение пробной экскурсии по городу Уфа.

Тема 5.8. Проведение пробной экскурсии на шихан Торатау.

Тема 5.9.Проведение пробной экскурсии в конноспортивную школу «Тулпар» в городе Мелеуз.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Примерная тематика

I. Найти и изучить материал по следующим темам:

1. Улицы г. Салавата.

2. Мемориальный комплекс «Земля Юрматы» (г. Салават).

3. Памятники г. Салавата.

4. Уфа театральная.

5. Стерлитамак  спортивный.

6. Площади г. Салават.

7. Культура и искусство г. Салавата.

8. Архитектурные сооружения гг.Салавата, Уфы, Стерлитамака.

9.Достопримечательности г. Ишимбай.

10.Музеи г. Уфа.

II. Разработать и провести тематическую экскурсию для школьников старших классов, опираясь на материал реферата.

III. Подготовить и представить мультимедийный проект виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.

IV. Составить примерный договор по оказанию туристско-краеведческих услуг.

2 этап. Организация экскурсий и туристских походов.

  1. Работа по продвижению продукта учебной фирмы (реклама на ТВ, проведение презентаций учебной фирмы).
  2. Организация экскурсионных поездок и туристских походов (однодневных и многодневных) с учетом пожеланий заказчика и их возрастных особенностей.
  3. Оформление текущей документации (договор о  предоставлении услуг, заявка, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров).

3 этап. Проведение экскурсий и туристских походов.

 

  1. Проведение экскурсионных поездок и туристских походов (однодневных и многодневных).
  2. Оформление отчетной документации.

Ресурсное обеспечение программы

 

Материально-техническое обеспечение программы

Наличие соответствующего туристического и экскурсионного оборудования:

  • Автобус ПАЗ (приспособленный к перевозке лиц с ограниченными возможностями здоровья)
  • Катамаран (10 шт.)
  • Байдарка (4 шт.)
  • Палатка туристская (10 шт.)
  • Тент (2 шт.)
  • Баня туристская (2 шт.)
  • Коврик туристский (30 шт.)
  • Жилет спасательный (30 шт.)
  • Мешок спальный (25 шт.)
  • Котелок туристский (14 шт.)
  • FM-модулятор автомобильный (1 шт.)
  • Громкоговоритель для экскурсовода с головным наушником (2 шт.)
  • Гитара шестиструнная (5 шт.)
  • Гидромешок (20 шт.)
  • Навигатор (2 шт.)

Финансовое обеспечение программы

Средства заказчика и привлеченные средства.

Кадровое обеспечение программы

Руководитель «Краеведческого центра ЮРМАТЫ» из числа преподавателей колледжа, методисты «Краеведческого центра ЮРМАТЫ» из числа преподавателей колледжа, сотрудники из числа студентов колледжа, водитель автобуса (с категорией «Д»).

 

Ожидаемый результат

I. Для студентов, работающих по программе:

      Студенты в результате реализации программы должны усвоить:

- принципы, формы, методы, средства организации и проведения экскурсий;

- принципы, формы, методы, средства организации и проведения однодневных туристских походов;

- основы оформления текущей и отчётной документации.

      Работа студентов по данной программе способствует:

- формированию у студентов системы компетенций в области экскурсионно-туристской деятельности;

- развитию организаторских, коммуникативных, психолого-педагогических способностей;

- ориентации на самостоятельность, мобильность, конкурентоспособность в современных условиях жизни.

II. Для экскурсантов:

- незабываемые экскурсии по городу Салават и Уфа, с посещением музеев, картинных галерей, театров;

- участие в туристских походах, которые способствуют развитию самостоятельности и других качеств личности;

- совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития.

III. Для Салаватского педагогического колледжа

- организация педагогической практики студентов в рамках деятельности учебной фирмы;

- получение денежных средств в результате реализации услуг  краеведческого центра.

 

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Долженко Г. П. Экскурсионное дело.— М.изд.дом «Март», 2005.
  2. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения.— М., 1985.
  3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Учебник. Издательство: Советский спорт. 2009
  4. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 2007.

Дополнительная
  1. Балабанов И. В. Туристические узлы. Москва, 2008.
  2. Караневский П. И. Экскурсионная и выставочная работа.— М., 2011.
  3. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. Первая медицинская помощь. М., Профиздат, 2010.
  4. Лихачев Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста. М., Феникс, 2010.
  5. Лысогор Н. А.  и др. Питание в походе. Организация, оборудование, рецепты. Н. Новгород, 2007.
  6. Савина Н. В., Горбылева З. М. Экскурсоведение.— Минск, 2004.
  7. Седова Н. А. Культурно-просветительский туризм.— М., 2003.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ПРОГУЛОК,   ТУРИСТКИХ ПОХОДОВ,

ЭКСКУРСИЙ, ЭКСПЕДИЦИЙ № 27

 

1.   ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1.К    прогулкам,   туристским    походам,    экскурсиям    и    экспедициям допускаются    студенты,    прошедшие    инструктаж    по    охране   труда, медицинский    осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2.При   проведении   прогулок,   туристских       походов,   экскурсий   и экспедиций   соблюдать   правила   поведения,   установленные   режимы передвижения и отдыха.

1.3.При    проведении    прогулок,   туристских   походов,   экскурсий       и экспедиций возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:

-изменение установленного маршрута движения, самовольное состояние

места расположения группы;

-   потертости ног при неправильном подборе обуви;

-   травмирование ног при   передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

-   укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;

-   отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

-   заражение желудочное — кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.4.При    проведении    прогулок,   туристских       походов,   экскурсий    и экспедиций группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.

1.5.Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6.При   несчастном   случае   пострадавший   или   очевидец   несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции.

1.7.Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки,   туристского   похода,   экскурсии   или   экспедиции   и   правила личной гигиены.

1.8.Обучающиеся,    допустившие    не    выполнение        или    нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД

ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО

ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ.

2.1.Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

2.2.Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

 

З. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА,

ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ.

3.1.Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя,    самостоятельно    не    изменять    установленный    маршрут движения и не покидать место расположения группы.

3.2.Общая     продолжительность    прогулки     составляет     1-4    часа,     а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: 10-11 классов — 30 дней.

3.3.Во   время   привалов   во   избежание   ожогов   и   лесных   пожаров   не разводить костры.

3.4.Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.5.Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

3.6.При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

3.7.Во  избежание заражения желудочно-кишечными  заболеваниями  не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую   воду   из   фляжки,   которую     необходимо   брать   собой   или кипяченную воду.

3.8.Соблюдать правила личной гигиены,  своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9.Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

 

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ.

4.1.При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.2.При получении травмы.оказать первую помощь пострадавшему, пр необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и
сообщить об этом администрации учреждения.

 

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ.

5.1.Проверить по списку наличие обучающихся в группе.

5.2.Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

5.3.Принять душ или помыть лицо и руки с мылом.

 

 Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

  

 «Люблю тебя, мой город Салават».

 

Обзорная экскурсия по городу Салават

 

Автор: Ахметова Ильнара

Руководитель: Табаева Дина Мусеевна

 

Салават 2012

  

Цель: познакомить экскурсоводов с достопримечательностями г. Салават, с их историческим прошлым.

 

Задачи:  

1.     Углубить знания экскурсантов о родном городе.

2.     Расширить кругозор.

3.     Повысить интерес к представленным действиям и объектам.

4.     Способствовать воспитанию патриотизма молодого поколения.

 

Технологическая карта

Название экскурсии: «Люблю тебя, мой город Салават».

Тема:  знакомство с достопримечательностями  г. Салават.

Вид: автобусная и пешеходная.

Состав экскурсантов:  школьники и студенты г. Салават.

Протяженность: 30 км.

Продолжительность:15 мин (включая остановки между объектами и перемещения между объектами).

 

Маршрут экскурсии

Остановка

Объект показа

Продолжитель

ность

Наименование подтем, основные

вопросы

Организация указаний

Методические указания

СПК — памятник «Зовущий за собой»

памятник «Зовущий за собой»

ул. Губкина, мечеть, ул. Октябрьская,  Спортивно — концертный комплекс «Салават», 7-ми этажное здание,  лечебно-профилактический центр «Медсервис », узел связи,  фрески на домах.

 

15 мин

 

Когда создан? Кем создан? Описание памятника.

Рассказ и показ ведется на медленном проезде.

Показать памятник. Дать краткую справку о нем. Рассказ вести в форме кратких справок.

Памятник «Зовущий за собой» — Мемориальный комплекс «Земля Юрматы»

мемориальный комплекс

«Земля Юрматы»

Нефтеоргсинтез

30 мин

 

Когда создан?? Что послужила его созданию? Краткая история.

В плохую погоду показ вести из автобуса. В хорошую погоду группу подвести с комплексу.

Дать экскурсионные справки и характеристики комплекса. Рассказать о значении этого комплекса в жизни людей.

Мемориальный комплекс «Земля Юрматы» — площадь Ленина.

Площадь Ленина, памятник Ленину.

Памятник «Зовущий за собой», ул. Первомайская, историко-краеведческий музей.

30 мин

 

Когда была заложена площадь? когда и кем создан памятник? Описание памятника.

В хорошую погоду подвести группу к памятнику. В плохую группу из автобуса не выводить. После показа предложить сделать группе фото на память.

Показать площадь и памятник Ленина. Дать экскурсионные справки и характеристики памятника Ленину.

Площадь Ленина — мемориальный комплекс «Вечный огонь»

Мемориальный комплекс «Вечный огонь»

Ул.Ленина, Обелиск Боевой и Трудовой Славы, кинотеатр «Октябрь», бульвар Салавата Юлаева, памятник «Салават Юлаев».

20 мин

 

Кем и когда был создан? Описание комплекса.

В хорошую погоду подвести группу к комплексу. После окончания показа предложить группе сделать фото на память.

Показать памятник-катер «Морякам-защитникам Родины», зенитную установку. Дать краткую характеристику этим памятникам.

 

 

 

 

 

Содержание экскурсии.

Вступление

Организационная часть.

Здравствуйте! Меня зовут Ильнара. Водитель нашей поездки – Равиль Зуфарович Исламов. Мы приглашаем вас совершить интересную и познавательную экскурсию по г. Салават. Экскурсия займет 2 часа, и  начнем мы ее от здания Салаватского педагогического колледжа. Мы посетим Мемориальный комплекс «Земля Юрматы», побываем возле вечного огня. Вы узнаете много нового, увлекательного о нашем родном городе.

 

 Перед тем, как  отправиться на экскурсию, необходимо повторить правила безопасности:

1.     Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя.

2.     Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, не высовываться из окна и выставлять в окно руку.

3.     Во  избежание  травмы  при  резком  торможении  автобуса  необходимо упираться ногами в пол кузова, автобуса и руками держаться за поручень впереди расположенного сидения.

4.     При выходе из автобуса соблюдать дисциплину.

 

 

Информационная часть.

Чем славен Салават

Мой Салават. А чем он славен,

И в чем известен Салават?

В нем юношеский свет и пламень,

Хотя ему за шестьдесят.

 

Хранят Уральские отроги,

И в памяти все берегут-

Его нелегкие дороги,

Его совсем нелегкий труд.

 

Я знаю: каждый, кто когда-то

По зову сердца шел сюда;

Тот только будет с Салаватом,

Жить будет только здесь всегда.

 

Как в радости мне не признаться,

Я рад и горд, что здесь живу.

Но больше тем, что салаватцем

Везде, всегда себя зову.

                                          Алексей Пучкин

 

Прежде чем говорить об истории, надо сказать о том, что здесь было до Салавата.

В 30-х годах в районе, который сейчас называется Ишимбайским, геологи нашли нефть, в связи с этим правительством СССР был намечен план постройки рядом нефтеперерабатывающего завода. Однако скорому решению этого вопроса помешала начавшаяся Великая Отечественная война, и утверждение плана было отложено до конца войны. С окончанием ВОВ, все деревни, которые стояли на месте будущего строительства (а их была не одна) были снесены, а их жителей переселили в строящийся поселок.

 

   В начале строительства нынешнего ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» название у него было другое — «Комбинат № 18». Это было вызвано требованиями секретности, часть оборудования для комбината была привезена из побежденной Германии.

Таким образом, город Салават своим рождением обязан исключительно тем, что здесь начали строить завод.

Первоначально рабочий поселок, где жили строители комбината, носил простое, можно даже сказать, популярное в то время название — «Новостройка».

 

7 июля 1949 года поселку «Новостройка» присвоено название «Салават», в честь национального героя башкирского народа — Салавата Юлаева. С. Юлаев прославился тем, что участвовал в крестьянской войне против политики царских властей (расхищение башкирских земель, насаждение своей религии и т. д.), и был одним из лидеров восставших на Урале. С. Юлаев лично знал Емельяна Пугачева, который также широко известен своими действиями в войне. С. Юлаев в итоге был схвачен и отправлен на каторгу в одну из крепостей в Эстляндии (нынешняя Эстония), где и находился до конца жизни. Для башкир Салават является символом бесконечной любви к своему народу и борцом за его права.

 

Датой основания Салавата принято считать 30 марта 1948 года, но статус города Салават получил значительно позднее — 12 июня 1954 года

Сейчас в Салавате проживает около 155 тыс. человек. Население очень разнородно. Как по социальному положению, так и по национальному составу, по уровню образованности. Основное население города — это башкиры, русские, татары. Но и людей других национальностей много. Это чуваши, удмурты, армяне, грузины, азербайджанцы, казахи, украинцы, вьетнамцы, узбеки, таджики, евреи. Кстати, у еврейской общины Салавата есть даже свой сайт. В общем, Салават — многонациональный город, как и вся Россия. В городе действует 26 школ, около 10 ПТУ, несколько филиалов институтов, 1 театр, издаются газеты на русском и башкирском языках.

На гербе города сверху изображен цветок курая на зеленом фоне, внизу слева — Салават Юлаев на коне, внизу справа — эмблема градообразующего предприятия — ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (Приложение № 1А)

Улица Губкина.

Сейчас мы едем по улице Губкина. Протяженность его около 2 км 500 м,  Она является крайней улицей с  восточной стороны города. В книге «Рассвет над городом Салавата» одной из памятной даты в истории города упоминается 1956 год – первый экзаменационный отбор на зочное отделение нефтяного института им. Губкина (затем ВУЗ стал филиалом Уфимского нефтяного института). Поэтому улица, на которой находится филиал Уфимского нефтяного института, названа в честь советского геолога, академика, создателя советской нефтяной геологии Губкина Ивана Михайловича (1871-1939).  

Справа вы видите духовное управление мусульман (приложение № 1). 17 июля 1992 года состоялась закладка фундамента соборной мечети г. Салават. Первый молебен состоялся лишь 21 декабря 2002 года. Мечеть имеет минарет высотой 41 м. Вход в мечеть сделан таким образом, чтобы напоминать страницы гигантской книги Коран.

·        Какие достопримечательности расположены на этой улице?

 

Улица Октябрьская.

А сейчас мы повернем на улицу Октябрьская. Это одна из красивейших улиц города, протяженность ее составляет около 2 км. Из истории мы знаем, что в 1917 году 25 октября произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, после которой появилось Советское государство. Вначале 60-х улица Октябрьская была самой южной в городе.  Справа вы видите СК «Салават» (приложение № 2). 20 июня 2007 года состоялось открытие этого комплекса. Объект был возведен в рамках социальной программы РАО «Газпром» по развитию детского спорта. Трибуны ледовой арены вмещают около полутора тысяч зрителей, а сама она, при необходимости, трансформируется в концертный зал на 2500 зрителей. Сооружение предназначено как для проведения масштабных концертных и спортивных мероприятий международного уровня, подготовки профессиональных спортсменов так и для массовых катаний для всех желающих.  Несколько лет назад было построено единственное в городе 7-этажное здание – жилой дом. Обратите внимание оно находиться справа от вас. На улице Октябрьская расположены лечебно-профилактический центр «Медсервис », санаторий-профилакторий «Маяк».  На улице в основном строились однотипные, крупнопанельные «хрущевки» — пятиэтажные дома. Чтобы скрасить унылое однообразие улицы, архитекторы города предложили «открыть» на ней, так называемую галерею, избрав полотном для будущих картин торцы крупнопанельных домов. И в 1967 г. появились росписи «Сеятель», «Родина-мать», «Рабочий», «Символика». Выполняли их мастера кисти Башкирского Художественного фонда Петр Хромов и Рем Петров.

·        Какой  из достопримечательностей вам наиболее понравился?

 

Мы повернули на Уфимскую улицу.

Мне не забыть об этом дне,

Когда встречали Салавата.

Он въехал в город на коне,

Затосковав о стороне,

Где он в бою летел когда-то.

                                          А. Игебаев.

Сейчас перед собой вы увидите памятник «Зовущий за собой» (приложение № 3). Он был установлен в 1988 году в честь 40-летнего юбилея нашего города. Торжественное открытие состоялось 9 апреля 1988 года. В центре площади – 12-метровый пилон из железобетона, облицованный мрамором. Наверху расположено стилизованное изображение птицы и трёхметровая скульптура национального героя Салавата Юлаева на коне. Салават Юлаев вскинул вверх руки, как бы призывая своих соратников следовать за ним. Скульптура изготовлена из меди методом выколки.

Заказчиком выступил УКС г. Салават, руководитель Хан. Памятник выполнен рабочими треста СНХРС. Активное участие в создании и установке памятника приняли архитектор Ибрагимова Софья Фоминична и группа строителей-монтажников из Москвы.

Авторы памятника — скульптор А. В. Семченко и архитектор Ю. М. Бриллиантов.

Скульптура рассчитана на силуэтное восприятие с дальнего расстояния.

·        Что нового узнали о памятнике «Зовущего за собой»?

 

Сейчас мы находимся на территории Мемориального комплекса «Земля Юрматы» (приложение № 4).  Предлагаю вам подойти ближе, чтобы не упустить ни одной детали.

В центре комплекса установлен монумент – торжественный столп высотой 12,5 м, его венчает соцветие курая. Семисоцветие имеет двоякое значение – это символ государственного флага Башкортостана, а так же 7 лепестков курая олицетворяют 7 переселенных деревень, которых не стало, в результате строительства города. Ниже на 58 см на стеле установлена птица кречет – один из символов рода юрматы. У каждого башкирского рода была своя священная птица, считавшаяся прародительницей, тотемическим животным. Для юрматинцев таковой является самка белого кречета. Род юрматы имел и свое священное дерево, ветвь которого изображена на эмблеме – это ива. Тамга так же являлась символом этого рода. У юрматинцев тамга представляет букву «Л» рунического алфавита. Толковать эмблему можно по-разному, каждый вкладывает в её толкование что-то свое, из своего мироощущения.

На лицевой стороне стелы установлена надпись – «Земля Юрматы», объяснение очевидное – эти земли в далеком прошлом населяли юрматинцы.  От столпа отходят семь дорожек лучей, которые заканчиваются гранитными обелисками.   Величественный вид центральной территории парка придают ступени, отходящие от каждой грани стелы к памятным камням из мансуровского гранита, привезенного  из Учалинского района. На каждом камне высечено название одной из переселенных деревень: Аллагуват, Юрматы, Ирек, Кызыл Аул, Артель Куч, Кожак, Малый Аллагуват. Кроме имени деревни, на граните высечены дата ее основания и дата переселения. Под памятным камнем в земле лежит капсула с историей и напутственным словом потомкам 2103 года.

  У каждого обелиска устроена большая гранитная чаша. Это не просто цветник: земля в каждой чаше «именная» — с территорией ушедшей в небытие деревни, поэтому растения из каждой чаши пахнут по-особому: по-аллагуватски, по-юрматински.

 Открылся мемориал 23 сентября 2003 года в присутствии экс-президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова.

Он стоит на пересечении трех дорог, открытый всем ветрам и сразу берет в плен прохожих и проезжающих.

Возведение Мемориального комплекса велось при финансовой поддержке ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», администрации Стерлитаматского района, Стерлитаматского совхоза – техникума, администрации г. Салавата. По проекту коллектива Государственного унитарного предприятия «Салават – гидронефтехим», руководитель Прочухан В. П.

Авторы памятника члены совета общественной организации Аллагуват: Гафуров З. Б.,  Гафуров Б. Г., Рахимкулов А. Г., Газизов М. Ф., Зубаиров Р. М., Баширов Г. Г., Ханмурзин Ф. Х. и другие.

·        Чем запомнился вам этот комплекс?

 

Мы въезжаем на улицу Первомайскую.

Раньше по улице Первомайской проходила гравийная дорога Уфа-Оренбург. Улица Первомайская названа в честь весеннего праздника 1 мая – праздника Мира и Труда. Что это за праздник1 мая? В большой советской энцилопедии так говорится о нем: «1 мая – международный праздник трудящихся; день солидарности рабочих всего мира». Первое мая начали отмечать с 1889 года.  В этот день проводились демонстрации в память о выступлениях рабочих Чикаго, которые организовали 1 мая в 1886 г. забастовку с требованием 8-часового рабочего дня и демонстрацию, закончившуюся кровопролитным столкновением с полицией. В Российской империи день 1 мая впервые был отмечен в 1890 г. стачкой 10 тысяч рабочих Варшавы. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917г. трудящиеся 1 мая выходили на демонстрацию и выражали этим свою солидарность с борьбой трудящихся капиталистических стран и стремление отдать все силы борьбе за мир.

Справа вы видите историко-краеведческий музей. Раньше это было здание кинотеатра «Родина». И лишь в 2008 г. она стала музеем. На этой картине вы можете увидеть прежний облик музея (приложение № 5). Мы на площади Ленина. Она названа в честь революционера и основателя первого в мире советского государства Ленина (Ульянова) Владимира Ильича (1870 – 1924). К площади сходятся улицы Первомайская, Гагарина, Дзержинского и проспект Нефтяников, каждая из которых завершается одним из зданий, создающим архитектурный ансамбль площади. Площадь Ленина  появилась в 1959г. На ней были построены первые здания – гостиница и библиотека, давшие начало улице. В 1962г. был построен Дом Советов, а в 1964г. – Дворец культуры Нефтехимиков – украшение центральной площади им. Ленина. За прошедшие 40 лет он нисколько не постарел, не стал старомоден, все также красив.

В 1970г. состоялось открытие  памятника создателю и вождю Коммунистической партии Владимиру Ильичу Ленину: (приложение № 6).

                

                  Парящего над площадью Дворца

                     Сверкнула белизною колоннада.

                     У  памятника, как всегда, цветы,

                     Не знающие в стужу увяданья…          

                                                                               (А. Пучкин)

 

Автор скульптуры Эдуард Макарович  Агаян. Памятник сделан из карельского гранита. В установлении памятника участвовало 8 резчиков по камню ленинградского завода «Монументскульптура». Постамент, стилизованный под трибуну, воссоздаёт силуэт броневика, с которого Ленин выступал у Финляндского вокзала. Высота памятника 3,9 метра.

·        Какие достопримечательности находятся на этой улице?

 

А это улица Ленина и начинается она с площади Ленина. Это центральная улица города. По улице Ленина, по словам моей бабушки, всегда проходили демонстрации 1 мая и 7 ноября: шли празднично одетые люди с флагами, шарами, лозунгами, портретами. Они шли в сторону главной площади – площади им. Ленина.

Сегодня ул. Ленина – торговый и деловой центр — «Салаватский Манхаттен». Здесь можно оформить сделку по недвижимости, купить жилье в кредит, воспользоваться услугами 2 крупных банков: Сбербанка и УралСиба, попутно узнать курс евро и доллара.

Среди пышной зелени бульвара Космонавтов, который пересекает улицу Ленина, выделяется здание широкоформатного кинотеатра «Октябрь» . Раньше он был рассчитан на 800 мест, сейчас там 3 зала для просмотра фильмов и ресторан на первом этаже. В любое время года улица Ленина многолюдна и говорлива. Эту улицу любят все. Она – огромный мир, где работают и отдыхают, знакомятся и общаются.

·        Что вы можете рассказать об этой улице?

 

Следующая  улица носит имя героя башкирского народа – Салавата Юлаева. Большую часть этой просторной улицы занимают посадки деревьев и кустарников. Она застроена современными многоэтажными жилыми домами и названа  бульваром Салавата Юлаева. Бульвар С. Юлаева – один из красивых мест в городе. В начале 60-х годов при строительстве города за композиционную основу были взяты 3 бульвара – Матросова, Космонавтов, С. Юлаева, выходящие к общегородской зоне отдыха на реке Белой.  Бульвар С. Юлаева протянулся через весь город в западно-восточном направлении: начинается у трамвайной линии 5-этажными домами, а завершается  в пойме реки Белой целым рядом 12-этажных домов. Протяженность его составляет более 2 км 600 м. Протяженность его составляет около 2 км 800 м. На этой улице стоит небольшой монумент: макет боевого катера, установленного в честь военных моряков-черноморцев, отдавших жизнь за свободу своей страны, и в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Перед памятником зажигается Вечный огонь. Сюда идут поклониться этому месту ветераны войны, здесь возлагают цветы молодожены. Попрошу вас  выйти и вблизи посмотреть на этот комплекс.

Мемориальный комплекс «Вечный огонь» (приложение № 7) — одна из достопримечательностей нашего города. Комплекс был торжественно открыт в 1981 году накануне Дня Великой Победы. С тех пор это любимое и уважаемое место салаватцев: здесь проводятся митинги во славу павших в героических боях защитников Родины, сюда приходят дети на экскурсии, здесь проводятся уроки Мужества, краеведения и истории. И вот, в преддверии празднования 65-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, практически через 30 лет, мемориал переживает период реконструкции. Теперь здесь станет все по-другому.

Уже весной этого года на территории Вечного огня, по инициативе Совета ветеранов, военного комиссариата и администрации города, была открыта площадка для военной техники и на ней появился первый его экспонат – зенитно-артиллерийская установка, 100-миллиметровая пушка весом в 1 тонну.

Реконструкция продолжается и сейчас. Здесь, рядом с символом военной мощи, будут установлены еще две единицы тяжелой боевой техники. Площадка для них уже подготовлена.

В башкирском Салавате у мемориала Вечного огня будет установлен боевой танк Т-34/76 времен Великой Отечественной войны. Появление нового монумента приурочено к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Фрагменты танка были найдены поисковиками в 2007-м году. Разные части были разбросаны в радиусе 200 метров. После того, как все части были найдены, танк начали реконструировать, некоторые узлы были заменены на новые. Результатом работы стало полное восстановление танка, и в ближайшем будущем он появится в Салавате.

T-34 («три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1942 года явился основным средним танком Красной Армии СССР. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. С 1942 по 1945 гг. основное, крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модефицированию Т-34, являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Общественная организация «Боевое братство»  совместно с Администрацией городского округа город Салават провели большую работу по демилитаризации бронемашины, доставке и восстановлению ее внешнего вида. Как отметил председатель общества  Мидхат Загитбаев — воины запаса с огромным удовольствием занимались ее восстановлением. Ребята как на работу ходили в гараж салавтского РОСТО ДОСААФ, где производились ремонтные и покрасочные работы. То, что получилось — можете полюбоваться.

Установка БТР – последний аккорд в запланированных работах по реконструкции мемориального комплекса.

А вот это военный катер времён 1941–45 годов (приложение № 8). Многие из нас не задумываются или просто не знают, откуда взялся в нашем городе боевой морской катер. А история его такова. В городском отделе внутренних дел в 70-е годы служил бывший матрос Михаил Романович Галеев, который встретил Великую Отечественную войну боцманом на линкоре «Парижская коммуна». После героической гибели корабля он воевал автоматчиком в легендарной 255-й отдельной Таманской дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова бригаде морской пехоты. Чем дальше уходили годы военного лихолетья, тем чаще вспоминал он боевых друзей. Переписывался, ездил на встречи с ними. Михаил Романович в очередной раз собрался в Севастополь по приглашению однополчан. Перед отъездом в горкоме партии ему вручили официальное приглашение ветеранам войны с просьбой ко Дню Военно-Морского Флота приехать в наш город. Гости приехали ко Дню Военно-Морского Флота в 1978 году. Они привезли с собой капсулы со священной землей Севастополя и Новороссийска,   каску,   пробитую осколками, и гильзу  артиллерийского снаряда, наполненную осколками вражеских снарядов и бомб.

В честь их приезда прошли митинги у кинотеатра «Октябрь» и Дворца культуры «Нефтехимик», встречи в пионерских лагерях, на предприятиях города и в молодежных общежитиях.

Перед отъездом гостей в беседе, состоявшейся в горкоме партии, кто-то сказал: «Хорошо бы дружбу боевых моряков с салаватцами увековечить». Вариантов было много. Среди гостей нашлись и такие люди, кто предлагал списанный миноносец. Но выбор пал на маленький боевой катер. Были учтены трудности с транспортировкой.

Боевой катер МК-748 привезли к нам из Керчи. Он «прошёл» на КАМАЗе 5-тысячное расстояние от г. Керчи до Салавата и был доставлен в наш город. Корпус катера выполнен из дерева. На носовой части корпуса имеется надпись «МК-748», что значит Малый Катер № 748. Автор проекта Р. Хакимов. На открытии памятника, которое состоялось 29 июля 1980 года в день Военно-Морского флота, выступили капитан второго ранга в запасе М. А. Семёнов,  участник боев на «Малой Земле», гость из Севастополя, Н. А. Милютин, который передал в дар музею Дворца пионеров бескозырку и тельняшку неизвестного матроса, погибшего в 1943 году на Малой Земле.

8 мая 1981 у памятника-катера был зажжён Вечный огонь в память о воинах, погибших в боях за Родину. Факел с огнем доставлен от Вечного огня из г. Стерлитамак. В 1985 году проведена реконструкция памятника по проекту Ю. М. Бриллиантова. Более качественно была облицована мрамором каменная стена, на которой смонтирована надпись из металлических букв и цифр: «Никто не забыт, ничто не забыто, 1941–1945 г.г.»

·        Что нового вы узнали о боевом морском катере?

 

 

 

Заключительная часть.

На этом наша обзорная экскурсия по городу Салават заканчивается.

Понравилась ли вам экскурсия?

Что вам особенно запомнилось из этой экскурсии?  

 

Я  хочу вам предложить так же совершить с нами экскурсию по столице нашей республики г. Уфа, посетить горы Шихан, побывать в пещерах, а так же там, где вы еще не были и хотели бы побывать. Если у вас по ходу экскурсии возникли вопросы, задавайте их мне, я с удовольствием на них отвечу.

 

Большое спасибо вам за внимание, до свидания! До скорой встречи!

 

 

Список литературы и Интернет-сайтов:

·        А. Пучкин. Салаватские Зори. Салават, 2004.

·        Возвращение к истокам. Под редакцией Ф. А. Кадырова. Стерлитамак, 2002.

·        Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок. Практика экскурсионной деятельности. Москва, 2007.

·        www.gorodSalavat.ru

·        www.salavatcity.ru

·        www.salavateg.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

Additional information

php_value pcre.backtrack_limit 1M ini_set('pcre.recursion_limit',1000000);