Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Салаватский колледж образования
ПРОЕКТ
Организация учебной фирмы
«Краеведческий центр ЮРМАТЫ»,
Составители: преподаватели ГОУ СПО
Салаватский педагогический колледж
Субботина Наиля Мусеевна,
Табаева Дина Мусеевна
Салават 2013
Цель программы – ориентация студентов-сотрудников «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»
Задачи, решаемые данной программой:
· сформировать
· создание условий для совершенствования навыков экскурсионно-туристской деятельности студентов-сотрудников «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»;
· развитие лидерских качеств
· совершенствование практических умений
· развитие
· создание оптимальных условий для самообразования, самовоспитания, самоактуализации, что повысит
Достижение цели основывается
· гибкости
· органической взаимосвязи аудиторной
· самостоятельности, поисковой активности
Методы контроля
· проведение терминологических диктантов;
· выступление
результатов собственной познавательной
· составление виртуальной экскурсии;
· разработка
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 этап. Обучение студентов-сотрудников учебной фирмы.
- Основы туристско-экскурсионной деятельности.
- Изучение нормативной документации (инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий
и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом). - Правила оформления текущей
и отчетной документации (договор о предоставлении услуг, заявка, отчет, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров) по деятельности учебной фирмы. - Основы игры
на шестиструнной гитаре. - Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.
В ходе лекционных
Учет знаний студентов может проводиться
1. защиты экскурсионного проекта (реального или мультимедийного),
2. собеседование,
3. тестирование.
Примерное тематическое планирование
№ | Наименование темы, раздела | | Сам. раб. | |||
Всего | Лекции | Практ. | ||||
| ||||||
1.1. | Сущность экскурсии, функции | 1 | 1 | - | 1 | |
1.2. | Классификация экскурсий | 2 | 1 | 1 | 1 | |
1.3. | Сочетание показа | 2 | 1 | 1 | 1 | |
1.4. | Классификация методических приемов | 2 | 1 | 1 | 1 | |
1.5. | Технология подготовки новой экскурсии | 6 | 2 | 4 | 3 | |
1.6. | Методика проведения экскурсий | 6 | 4 | 2 | ||
1.7. | Техника ведения экскурсии | 2 | 1 | 1 | 1 | |
1.8. | Личность экскурсовода | 2 | 2 | - | ||
1.9. | Умения | 2 | 2 | - | ||
1.10. | Речевые | 2 | 2 | - | 1 | |
2. Изучение нормативной документации | ||||||
2.1. | Инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий | 4 | 2 | 2 | 2 | |
3. Основы делопроизводства. | ||||||
3.1 | Правила оформления текущей | 6 | 4 | 2 | 2 | |
4. Основы игры | ||||||
4.1. | Устройство гитары. Настройка гитары | 3 | 1 | 2 | 3 | |
4.2. | Посадка. Нумерация пальцев правой | 3 | 1 | 2 | 3 | |
4.3. | Левая рука. Перестановка аккордов | 4 | - | 4 | 2 | |
4.4 | Правая рука. Перебор | 4 | - | 4 | 3 | |
4.5. | Бой | 4 | - | 4 | 3 | |
4.6. | Практическое занятие. | 20 | 4 | 16 | 6 | |
ИТОГО | 74 | 29 | 45 | 33 | ||
5. Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии. | ||||||
5.1. | Безопасность | 24 | 24 | |||
5.2. | Техника | 24 | 24 | |||
5.3. | Правила организации бивака. | 24 | 24 | |||
5.4. | Техника скалолазания. | 24 | 24 | |||
5.5. | Виды костров, способы | 24 | 24 | |||
5.6. | Проведение пробной экскурсии по городу Салават. | 2 | 2 | |||
5.7. | Проведение пробной экскурсии по | 7 | 7 | |||
5.8. | Проведение пробной экскурсии | 4 | 4 | |||
5.9. | Проведение пробной экскурсии | 3 | 3 | |||
Итого: |
| 136 |
| 136 |
| |
- Основы туристско-экскурсионной деятельности.
Тема 1.1. Сущность экскурсии, функции
Тема 1.2. Классификация экскурсий
Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные
Практическое занятие № 1
Посещение обзорной экскурсии по
Практическое занятие № 2
Посещение тематической экскурсии
ведения относится данная экскурсия. Ответить
Тема 1.3. Сочетание показа
Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность
Показ
Практическое занятие № 3
На основе впечатлений
Тема 1.4. Классификация методических приемов
Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием
Практическое занятие № 1
Задание. Подобрать примеры
Выписать текст, представленный
Тема 1.5. Технология подготовки новой экскурсии.
Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели
Отбор
Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический
Практическое занятие № 2
Выбрать одну
разработать экскурсию.
1. Улицы Салавата.
2. Мемориальный комплекс «Земля Юрматы».
3. Памятники Салавата.
4. Театральный Салават.
5. Салават спортивный.
6. Площади города Салават.
7. Культура
8. Архитектурные сооружения Салавата.
Тема 1.7. Техника ведения экскурсии
Знакомство экскурсовода
Практическое занятие № 3
Проведение учебных экскурсии по выбранной теме. Анализ работы
студентов-экскурсоводов.
Тема 1.8. Личность экскурсовода
Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода.
Тема 1.9. Умения
Взаимосвязь экскурсоводческих умений
языка учителя-экскурсовода. Формирование
речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования
Тема 1.10. Речевые
Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода,
Внешний облик экскурсовода.
2. Изучение нормативной документации.
Тема 2.1. Инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий
3. Основы делопроизводства.
Тема 3.1. Составление договора о предоставлении услуг.
4. Основы игры
Тема 4.1. Устройство гитары. Настройка гитары.
Тема 4.2. Посадка. Нумерация пальцев правой
Тема 4.3. Левая рука. Перестановка аккордов.
Тема 4.4. Правая рука. Перебор.
Тема 4.5.
Тема 4.6. Практическое занятие.
5. Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.
Тема 5.1. Безопасность
Тема 5.2. Техника
Тема5.3. Правила организации бивака.
Тема 5.4. Техника скалолазания.
Тема 5.5.Виды костров, способы
Тема 5.6. Проведение пробной экскурсии по городу Салават.
Тема 5.7. Проведение пробной экскурсии по
Тема 5.8. Проведение пробной экскурсии
Тема 5.9.Проведение пробной экскурсии
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Примерная тематика
I. Найти
1. Улицы
2. Мемориальный комплекс «Земля Юрматы»
3. Памятники
4.
5. Стерлитамак спортивный.
6. Площади
7. Культура
8. Архитектурные сооружения гг.Салавата, Уфы, Стерлитамака.
9.Достопримечательности
10.Музеи
II. Разработать
III. Подготовить
IV. Составить примерный договор по оказанию
2 этап. Организация экскурсий
- Работа по продвижению продукта учебной фирмы (реклама на ТВ, проведение презентаций учебной фирмы).
- Организация экскурсионных поездок
и туристских походов (однодневныхи многодневных) с учетом пожеланий заказчика иих возрастных особенностей. - Оформление текущей документации (договор о предоставлении услуг, заявка, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров).
3 этап. Проведение экскурсий
- Проведение экскурсионных поездок
и туристских походов (однодневныхи многодневных). - Оформление отчетной документации.
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие соответствующего туристического
- Автобус ПАЗ (приспособленный
к перевозке лицс ограниченными возможностями здоровья) - Катамаран (10 шт.)
- Байдарка (4 шт.)
- Палатка туристская (10 шт.)
- Тент (2 шт.)
- Баня туристская (2 шт.)
- Коврик туристский (30 шт.)
- Жилет спасательный (30 шт.)
- Мешок спальный (25 шт.)
- Котелок туристский (14 шт.)
- FM-модулятор автомобильный (1 шт.)
- Громкоговоритель для экскурсовода
с головным наушником (2 шт.) - Гитара шестиструнная (5 шт.)
- Гидромешок (20 шт.)
- Навигатор (2 шт.)
Финансовое обеспечение программы
Средства заказчика
Кадровое обеспечение программы
Руководитель «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»
Ожидаемый результат
I.
Студенты
- принципы, формы, методы, средства организации
- принципы, формы, методы, средства организации
- основы оформления текущей
Работа студентов по данной программе способствует:
- формированию
- развитию организаторских, коммуникативных, психолого-педагогических способностей;
- ориентации
II.
- незабываемые экскурсии по городу Салават
- участие
- совершенствование интеллектуального, духовного
III.
- организация педагогической практики студентов
- получение денежных средств
Рекомендуемая литература
Основная
Долженко Г. П. Экскурсионное дело.— М.изд.дом «Март», 2005.Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения.— М., 1985.Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Учебник. Издательство: Советский спорт. 2009Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 2007.
Дополнительная
Балабанов И. В. Туристические узлы. Москва, 2008.Караневский П. И. Экскурсионная и выставочная работа.— М., 2011.Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. Первая медицинская помощь. М., Профиздат, 2010.Лихачев Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста. М., Феникс, 2010.Лысогор Н. А. и др. Питаниев походе. Организация, оборудование, рецепты.Н. Новгород, 2007.Савина Н. В., Горбылева З. М. Экскурсоведение.— Минск, 2004.Седова Н. А. Культурно-просветительский туризм.— М., 2003.