Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

ПРОЕКТ

 Организация учебной фирмы

«Краеведческий центр ЮРМАТЫ», 

Составители:  преподаватели ГОУ СПО

Салаватский педагогический колледж

Субботина Наиля Мусеевна,

Табаева Дина Мусеевна

Салават 2013

Цель программы – ориентация студентов-сотрудников  «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»  на самостоятельное проектирование и реализацию экскурсионно-туристской деятельности.

Задачи, решаемые данной программой:

·              сформировать у студентов умение обеспечить потребителей качественными экскурсионно-туристскими услугами;

·              создание условий для совершенствования навыков экскурсионно-туристской деятельности студентов-сотрудников  «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»;

·              развитие лидерских качеств и коммуникативных умений у сотрудников «Краеведческого центра ЮРМАТЫ», предприимчивости и мобильности;

·              совершенствование практических умений и навыков студентов по организации и проведению экскурсий и однодневных туристских походов (разработка маршрутов с учетом пожеланий заказчика и возрастными особенностями экскурсантов, умение контролировать уровень эмоционального состояния ребят)

·              развитие у сотрудников «Краеведческого центра ЮРМАТЫ»  таких профессионально необходимых личностных качеств, как креативность, уверенность в себе, самостоятельность, мобильность, ответственность, инициативность, коммуникабельность;

·              создание оптимальных условий для самообразования, самовоспитания, самоактуализации, что повысит у сотрудников центра конкурентоспособность.

Достижение цели основывается на следующих основных принципах:

· гибкости и вариативности форм проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, в организации межличностных отношений;

· органической взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы (посещение выставок, музеев, экскурсий по городу);

· самостоятельности, поисковой активности и творчества в освоении теоретического материала.

Методы контроля и формы отчетности предполагают:

· проведение терминологических диктантов;

· выступление на практических занятиях с сообщениями, представление

результатов собственной познавательной и творческой деятельности;

· составление виртуальной экскурсии;

· разработка и проведение реальной экскурсии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 этап. Обучение студентов-сотрудников учебной фирмы.

  1. Основы туристско-экскурсионной деятельности.
  2. Изучение нормативной документации (инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом).
  3.  Правила оформления текущей и отчетной документации (договор о  предоставлении услуг, заявка, отчет, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров) по деятельности учебной фирмы.
  4. Основы игры на шестиструнной гитаре.
  5. Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.

В ходе лекционных и практических занятий студенты краеведческого центра приобретают навыки самостоятельной творческой работы по разработке новой экскурсии, отбору объектов экскурсии, составлению маршрута, подготовки методической документации, осваивают методические приемы показа и рассказа и особенности ведения обзорной (многоплановой) и тематической экскурсий, приобретают практический навык оформления документации по деятельности учебной фирмы и осваивают навыки игры на шестиструнной гитаре.

Учет знаний студентов может проводиться в следующих формах:

1.      защиты экскурсионного проекта (реального или мультимедийного),

2.      собеседование,

3.      тестирование.

Примерное тематическое планирование

Наименование темы, раздела

Количество часов

Сам.

раб.

Всего

Лекции

Практ.

  1. Основы туристско-экскурсионной деятельности.

1.1.

Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии

1

1

-

1

1.2.

Классификация экскурсий

2

1

1

1

1.3.

Сочетание показа и рассказа в экскурсии

2

1

1

1

1.4.

Классификация методических приемов

2

1

1

1

1.5.

Технология подготовки новой экскурсии

6

2

4

3

1.6.

Методика проведения экскурсий

6

4

2

1.7.

Техника ведения экскурсии

2

1

1

1

1.8.

Личность экскурсовода

2

2

-

1.9.

Умения и навыки экскурсовода.

2

2

-

1.10.

Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода

2

2

-

1

2. Изучение нормативной документации

2.1.

Инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом

4

2

2

2

3. Основы делопроизводства.

3.1

Правила оформления текущей и отчетной документации (договор о  предоставлении услуг, заявка, отчет, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров) по деятельности учебной фирмы.

6

4

2

2

4.      Основы игры на шестиструнной гитаре.

4.1.

Устройство гитары. Настройка гитары

3

1

2

3

4.2.

Посадка. Нумерация пальцев правой и левой рук.

3

1

2

3

4.3.

Левая рука. Перестановка аккордов

4

-

4

2

4.4

Правая рука. Перебор

4

-

4

3

4.5.

Бой на гитаре: простой и сложный.

4

-

4

3

4.6.

Практическое занятие. Разучивание песен.

20

4

16

6

ИТОГО

74

29

45

33

5.      Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.

5.1.

Безопасность в туристических походах. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

24

24

5.2.

Техника вязания узлов.

24

24

5.3.

Правила организации бивака.

24

24

5.4.

Техника скалолазания.

24

24

5.5.

Виды костров, способы разведения огня.

24

24

5.6.

Проведение пробной экскурсии по городу Салават.

2

2

5.7.

Проведение пробной экскурсии по городу Уфа.

7

7

5.8.

Проведение пробной экскурсии на шихан Торатау.

4

4

5.9.

Проведение пробной экскурсии в конноспортивную школу «Тулпар» в городе Мелеуз.

3

3

Итого:

 

136

 

136

 

             

  1. Основы туристско-экскурсионной деятельности.

 

Тема 1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Функции экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

Тема 1.2. Классификация экскурсий

Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические)), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.

Практическое занятие № 1

Посещение обзорной экскурсии по г. Салават. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия, какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии.

Практическое занятие № 2

Посещение тематической экскурсии в историко-краеведческом музее Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме про-

ведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: на примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой?

Тема 1.3. Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.

Показ и рассказ – два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.

 

Практическое занятие № 3

На основе впечатлений от посещения экскурсии в картину галерею города Салават ответить на следующие вопросы: почему показ называют основным элементом экскурсии, в чем сущность показа, роль последовательности в показе объектов, почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ – два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа.

Тема 1.4. Классификация методических приемов

Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции, климактерический и антиклимактерический.

Практическое занятие № 1

Задание. Подобрать примеры на следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски на материале Салавата. Оформить выполненное задание в виде мультимедийной презентации. Собрать коллекцию зданий, на которых находятся мемориальные доски.

Выписать текст, представленный на мемориальных досках. Подобрать примеры на следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции, климактерический и антиклимактерический.

Тема 1.5. Технология подготовки новой экскурсии.

Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

 

Практическое занятие № 2

Выбрать одну из предложенных тем, написать реферат и на основе реферата

разработать экскурсию.

1. Улицы Салавата.

2. Мемориальный комплекс «Земля Юрматы».

3. Памятники Салавата.

4. Театральный Салават.

5. Салават спортивный.

6. Площади города Салават.

7. Культура и искусство Салавата.

8. Архитектурные сооружения Салавата.

Тема 1.7. Техника ведения экскурсии

Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Техника использования «портфеля экскурсовода».

Практическое занятие № 3

Проведение учебных экскурсии по выбранной теме. Анализ работы

студентов-экскурсоводов.

Тема 1.8. Личность экскурсовода

Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Тема 1.9. Умения и навыки экскурсовода.

Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи – внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность

языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения

речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила.

 

 

Тема 1.10. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода

Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода.

Внешний облик экскурсовода.

2.      Изучение нормативной документации.

Тема 2.1.  Инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по перевозке студентов автомобильным транспортом

     3. Основы делопроизводства.

Тема 3.1. Составление договора о  предоставлении услуг. Что такое договор и для чего происходит его составление? Ошибки при составлении договоров. Оформление отчётной документации по деятельности учебной фирмы.

 

 

4. Основы игры на шестиструнной гитаре.

Тема 4.1. Устройство гитары. Настройка гитары.

Тема 4.2. Посадка. Нумерация пальцев правой и левой рук.

Тема 4.3. Левая рука. Перестановка аккордов.

Тема 4.4. Правая рука. Перебор.

Тема 4.5. Бой на гитаре: простой и сложный.

Тема 4.6. Практическое занятие. Разучивание песен.

5. Выездные семинары, учебно-тренировочные сборы, пробные экскурсии.

 

Тема 5.1. Безопасность в туристических походах. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Тема 5.2. Техника вязания узлов.

Тема5.3.  Правила организации бивака.

Тема 5.4. Техника скалолазания.

Тема 5.5.Виды костров, способы разведения огня.

Тема 5.6. Проведение пробной экскурсии по городу Салават.

Тема 5.7. Проведение пробной экскурсии по городу Уфа.

Тема 5.8. Проведение пробной экскурсии на шихан Торатау.

Тема 5.9.Проведение пробной экскурсии в конноспортивную школу «Тулпар» в городе Мелеуз.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Примерная тематика

I. Найти и изучить материал по следующим темам:

1. Улицы г. Салавата.

2. Мемориальный комплекс «Земля Юрматы» (г. Салават).

3. Памятники г. Салавата.

4. Уфа театральная.

5. Стерлитамак  спортивный.

6. Площади г. Салават.

7. Культура и искусство г. Салавата.

8. Архитектурные сооружения гг.Салавата, Уфы, Стерлитамака.

9.Достопримечательности г. Ишимбай.

10.Музеи г. Уфа.

II. Разработать и провести тематическую экскурсию для школьников старших классов, опираясь на материал реферата.

III. Подготовить и представить мультимедийный проект виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.

IV. Составить примерный договор по оказанию туристско-краеведческих услуг.

2 этап. Организация экскурсий и туристских походов.

  1. Работа по продвижению продукта учебной фирмы (реклама на ТВ, проведение презентаций учебной фирмы).
  2. Организация экскурсионных поездок и туристских походов (однодневных и многодневных) с учетом пожеланий заказчика и их возрастных особенностей.
  3. Оформление текущей документации (договор о  предоставлении услуг, заявка, журнал техники безопасности, журнал регистрации договоров).

3 этап. Проведение экскурсий и туристских походов.

 

  1. Проведение экскурсионных поездок и туристских походов (однодневных и многодневных).
  2. Оформление отчетной документации.

Ресурсное обеспечение программы

 

Материально-техническое обеспечение программы

Наличие соответствующего туристического и экскурсионного оборудования:

  • Автобус ПАЗ (приспособленный к перевозке лиц с ограниченными возможностями здоровья)
  • Катамаран (10 шт.)
  • Байдарка (4 шт.)
  • Палатка туристская (10 шт.)
  • Тент (2 шт.)
  • Баня туристская (2 шт.)
  • Коврик туристский (30 шт.)
  • Жилет спасательный (30 шт.)
  • Мешок спальный (25 шт.)
  • Котелок туристский (14 шт.)
  • FM-модулятор автомобильный (1 шт.)
  • Громкоговоритель для экскурсовода с головным наушником (2 шт.)
  • Гитара шестиструнная (5 шт.)
  • Гидромешок (20 шт.)
  • Навигатор (2 шт.)

Финансовое обеспечение программы

Средства заказчика и привлеченные средства.

Кадровое обеспечение программы

Руководитель «Краеведческого центра ЮРМАТЫ» из числа преподавателей колледжа, методисты «Краеведческого центра ЮРМАТЫ» из числа преподавателей колледжа, сотрудники из числа студентов колледжа, водитель автобуса (с категорией «Д»).

 

Ожидаемый результат

I. Для студентов, работающих по программе:

      Студенты в результате реализации программы должны усвоить:

- принципы, формы, методы, средства организации и проведения экскурсий;

- принципы, формы, методы, средства организации и проведения однодневных туристских походов;

- основы оформления текущей и отчётной документации.

      Работа студентов по данной программе способствует:

- формированию у студентов системы компетенций в области экскурсионно-туристской деятельности;

- развитию организаторских, коммуникативных, психолого-педагогических способностей;

- ориентации на самостоятельность, мобильность, конкурентоспособность в современных условиях жизни.

II. Для экскурсантов:

- незабываемые экскурсии по городу Салават и Уфа, с посещением музеев, картинных галерей, театров;

- участие в туристских походах, которые способствуют развитию самостоятельности и других качеств личности;

- совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития.

III. Для Салаватского педагогического колледжа

- организация педагогической практики студентов в рамках деятельности учебной фирмы;

- получение денежных средств в результате реализации услуг  краеведческого центра.

 

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Долженко Г. П. Экскурсионное дело.— М.изд.дом «Март», 2005.
  2. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения.— М., 1985.
  3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Учебник. Издательство: Советский спорт. 2009
  4. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 2007.

Дополнительная
  1. Балабанов И. В. Туристические узлы. Москва, 2008.
  2. Караневский П. И. Экскурсионная и выставочная работа.— М., 2011.
  3. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. Первая медицинская помощь. М., Профиздат, 2010.
  4. Лихачев Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста. М., Феникс, 2010.
  5. Лысогор Н. А.  и др. Питание в походе. Организация, оборудование, рецепты. Н. Новгород, 2007.
  6. Савина Н. В., Горбылева З. М. Экскурсоведение.— Минск, 2004.
  7. Седова Н. А. Культурно-просветительский туризм.— М., 2003.