Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Международный проект «ТКАЧЕСТВО»

Пояснительная записка

Ткачество – вид рукоделия, без которого в России невозможно было бы жить на протяжении многих веков. В каждой крестьянской семье одежда изготавливалась вручную: начиная с выращивания сырья, его переработки, окраски до тканья полотна, дальнейшего украшения его вышивкой и шитья одежды.

Ручное ткачество получило наибольшее развитие в Башкортостане.Ткали занавеси (шаршау), скатерти (ашъяулыk), полотенца (тастамал, hэлгэ), покрывала (кэрэгэябыу), молитвенные коврики (намазлыk), ковры (келэм, балас), узорчатый холст для праздничной одежды и др. В качестве сырья использовались растительные волокна (крапива, конопля, лен), овечья и козья шерсть, козий пух; в кон. 19 — нач. 20 в. распространилась хлопчато-бумажная пряжа (киже).

Одежда и предметы домашнего убранства ткались на ручном станке. Широкое распространение получило узорное ткачество, где геометрическая основа орнамента обусловлена технологией.

Из поколения в поколение в Башкирии передавались традиции ткачества в геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента. В этом жила и живет душа народа, создавшего ткачество. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль в украшении жилища, оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядах. Во многих областях традиционно ткали ковры (безворсовые и ворсовые), а также шпалеры (шпалеры – безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями).

В рамках реализации Конвенции о правах инвалидов ООН в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий в рамках проекта ЮНЕСКО «Инклюзивное образование» возникла необходимость создания учебных мастерских по ручному ткачеству для людей с ограниченными возможностями здоровья. Речь идёт об организации работы в ткацкой мастерской и внедрение учебного курса «Ручное ткачество». Планируется обучать людей с ограниченными возможностями здоровья и включать их в трудовую деятельность. Для этого организуется обмен опытом с российскими и германскими специалистами в сфере профессиональной реабилитации людей с умственными, психическими и физическими недостатками.

Отправной точкой была идея, что у каждого пациента можно найти кусочек здоровой личности, и, что каждый остаётся потенциальной рабочей силой, что обычный «уход к кровати» ведет к апатии и дальнейшему разрушению личности. Рациональная работа, которая направлена на здоровые части личности и — соответственно отношениям – имеющиеся способности пациента, позволяет направлять энергию в конструктивное русло, так что пациент может снова социально интегрироваться. Это удается, если работа ведётся на максимально возможном для клиентов уровне. В некоторых случаях требуется подразделять работу на самые маленькие этапы, чтобы предложить работу на досягаемом для клиента уровне. Тем не менее, цель трудовой терапии – способствовать по возможности комплексному, целостному трудовому процессу, так как высокая степень инициативности и принятия решений позволяет оптимальное развитие личности клиента.

Работа в ручном ткачестве может быть практически, как угодно разделена на части, и поэтому её можно очень хорошо приспособить к конкретным потребностям пациента. По этой причине работа в ручном ткачестве использовалась и используется в терапевтических целях.

1.Тип проекта: Исследовательский, обменный, социальный, международный.

2.Цели и задачи проекта:

  • Возрождение башкирского народного ремесла -ткачества.
  • Изучение опыта ткачества в Германии.
  • Создание мастерской ручного ткачества для людей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Разработка учебно-методических материалов для курса «Ткачество» для людей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организация учебного курса по ручному ткацкому производству.
  • Обобщение научных подходов российской и германской системы оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Распространение опыта работы на республиканском, всероссийском и международном уровнях.

3.Целевая аудитория: Учреждения образования, социальной защиты РБ, родители, лица с ограниченными возможностями здоровья.

4.Участники проекта: Комитет РБ по делам ЮНЕСКО, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, Общество мост дружбы „Уфа-Бодензее“ Баден-Вюртемберг – Башкортостан, Общество дружбы «Мосты в Уфу», Леенхоф, производственное объединение «Агидель».

5. Этапы проекта:

  1. Пропедевтический:
  2. изучить опыт организации работы в ткацких мастерских Германии;31323334
  3. разработка программного материала учебного курса «Ручное ткачество» в сотрудничестве с Леенхоф, Лаутенбах, Феринбуль (2013–2014 гг.)

2. Организационный:

1) Сборка ткацких станков и оборудование рабочих мест ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий (2015 гг.)

2) Разработка рабочих инструкций для лиц с ограниченными возможностями здоровья

(2015 гг.).

3) Организация учебного курса «Ручное ткачество»

3. Завершающий:

1. Представить опыт работы на региональном, федеральном и международном уровнях, в том числе через научно-образовательный ресурсный центр ЮНЕСКО (2015–2017 гг.)

2. Определить перспективы развития ручного ткачества для лиц с ОВЗ в России (2015гг.)

4.Содержательные аспекты проекта:

1)Обсуждение вопроса по организации трудовых мастерских по ткачеству в г. Салават на круглом столе в г. Эслинген (декабрь 2014 г.).

2) Организация международной дискуссионной площадки на базе ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий (апрель 2015г.)3536373839

2)Круглые столы по проблемам трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий (8 апреля 2015г, июнь 2015г.)

4041

3)Организация стажировок в реабилитационных центрах Германии по проблемам трудоустройства лиц с ОВЗ (1 человек – 2013 г., 1 человек – 2014г., 1 человек2015 г. запланирован)

4)Проведение курсов повышения квалификации (2015-2017гг.)

5)Мастер-классы производственного объединения «Агидель» (2015-2017гг.)

6)Функционирование республиканской экспериментальной площадки по теме: «Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования» (2012-2015гг.)

8) Организация научно-практических конференций (2015-2017г.)

Перспективы развития:

  1. Трудоустройство лиц с ОВЗ в количестве 10 человек до 2017 г.
  2. Создание ткацкой мастерской, где будут создаваться уникальные изделия.
  3. Обобщение и распространение опыта работы ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий по организации обучения ткачеству