Проект ФГОС СПО Коррекционная педагогика в начальном образовании

Скачатьword

Приложение

 

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «____»__________2016 г. №______

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании[2]

среднее общее

образование

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

2 года 10 месяцев

основное общее
образование

3 года 10 месяцев[4]

среднее общее

образование

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой в области

(с указанием программы дополнительной подготовки)[6]

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной  формам обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;

документационное обеспечение образовательного процесса.

4.3. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4.3.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4.3.3. Классное руководство.

4.3.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

4.4. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1 Преподавание по образовательным программам начального общего образования.

4.4.2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.

4.4.3 Классное руководство.

4.4.4 Методическое обеспечение образовательного процесса.

4.4.5 Организация обучения учащихся начальных классов (с указанием дополнительной области знания)[8]

определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной  деятельности по направлениям развития личности с обучающимися в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеурочной деятельности;

ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности;

соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в процессе внеурочной деятельности;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и другие  источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий;

определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности с учетом возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;

составлять рабочую программу внеурочной деятельности с учетом направлений развития личности, возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;

использовать различные методы и формы организации внеурочной деятельности, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в обучении и общении;

мотивировать обучающихся, родителей (законных представителей) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;

планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (законными представителями);

подбирать и использовать на внеурочных занятиях дидактические материалы;

реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы, используя их во внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;

составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми;

составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;

применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);

во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;

вести диалог с администрацией образовательной организации по вопросам организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности;

анализировать организацию внеурочной деятельности по направлениям развития личности;

знать:

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной  деятельности;

направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

особенности определения целей и задач внеурочной  деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;

способы регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеурочной деятельности;

педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной деятельности;

методические основы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

особенности общения младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

методы, приемы и формы организации общения обучающихся;

способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся;

формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, как субъектами образовательного процесса в области внеурочной деятельности;

логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;

виды документации, требования к ее оформлению.

 

 

МДК.02.01. Основы организации внеурочной работы в начальных классах  и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ОК 1 - 11

ПК 2.1 - 2.5

ПК 4.1. – 4.5

ПМ.03

Классное руководство

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеклассной воспитательной работы;

определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя, в том числе классного руководителя класса компенсирующего или коррекционно-развивающего образования;

планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);

регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеклассной воспитательной работы;

организации и проведения мероприятий по правилам дорожного движения;

проектирования  ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

формирования толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

составления психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося;

определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

наблюдения, анализа и самоанализа внеклассной воспитательной работы, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

формирования социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе;

проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе;

создания в учебной группе (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в воспитательной работе;

уметь:

проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду;

ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

формировать и реализовывать образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, позитивные образцы поликультурного общения;

выявлять в ходе наблюдений поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития;

реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьёзные личные проблемы;

осваивать и применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально-уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

оказывать адресную помощь обучающимся;

регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации;

взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

проводить работу по знакомству детей с правилами дорожного движения;

развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

аргументировать свою позицию, владеть методами убеждения;

формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

планировать деятельность, в том числе классного руководителя классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации;

управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе;

уметь общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

использовать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (вы том числе учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной);

создавать и поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации;

анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы, используя их как на  занятии, так и во внеурочной деятельности;

организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

владеть методами организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);

формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении воспитательной работы;

создавать условия для помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

составлять план работы с родителями (законными представителями);

устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;

организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей (законных представителей) к проведению совместных мероприятий;

вести диалог с родителями (законными представителями), организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей (законных представителей) к проведению совместных мероприятий;

изучать особенности семейного воспитания обучающихся;

формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, причин и характера трудностей, испытываемых ребенком в обучении и школьной адаптации;

анализировать процесс и результаты работы с родителями (законными представителями);

использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка;

использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

создавать в учебной группе (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);

разрабатывать   (совместно с другими специалистами) и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;

знать:

теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

закономерности проектирования и реализации воспитательных программ;

образцы и ценности социального поведения, поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях;

методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

 основы законодательства о правах ребенка, конвенцию о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению
к детям;

основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий;

особенности адаптации обучающегося к условиям начального общего образования;

возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;

основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

особенности процесса социализации младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

способы формирования коллектива класса, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, и роль классного руководителя в этом процессе;

особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной воспитательной работы, в том числе экскурсий, походов, экспедиций;

нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);

педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеклассной воспитательной работы;

основы делового общения;

основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями), как субъектами образовательного процесса;

особенности планирования  работы с родителями обучающихся (законными представителями), в том числе воспитывающими детей с трудностями в обучении и школьной адаптации;

задачи и содержание семейного воспитания;

особенности современной семьи;

содержание и формы работы с семьей;

способы диагностики результатов воспитания;

способы сотрудничества с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

особенности создания в учебной группе (в том числе классе, кружке, секции) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

правила дорожного движения.

МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ОК 1 - 11

ПК 3.1 - 3.8

ПК 4.1. – 4.5.

ПМ.04

Методическое обеспечение образовательного процесса

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-методических комплектов, разработки и реализации учебно-методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы, учебно-тематических планов) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся;

участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;

участия в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;

оформления портфолио педагогических достижений;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

использования ИКТ в планировании, реализации и оценке образовательной работы с обучающимися;

участия в исследовательской и проектной деятельности;

уметь:

разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные  программы  развития и индивидуально – ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;

использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;

анализировать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;

определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

организовывать и проводить педагогический мониторинг, позволяющий оценить результаты освоения обучающимися образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению, результативность внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работы;

определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

адаптировать имеющиеся методические разработки;

сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

принимать участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

теоретические основы, методику планирования в начальном общем образовании, особенности планирования компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, требования к оформлению соответствующей документации;

особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;

педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;

основные подходы к разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;

основные требования к разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и примерными основными общеобразовательными программами, реализуемыми в начальных классах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

ОК 1 - 11

ПК 4.1 - 4.5

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1404

 

936

 

 

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4644

3096

УП.00

Учебная практика

 

23 нед.

 

828

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 4.5

ПП.00

Производственная практика
(по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

 

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

 

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

 


Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 86 нед.
Учебная практика 23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы 23 нед.
Итого 147 нед.


Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

квалификация - учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

 

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В том числе часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть учебных циклов ППССЗ 3240 2160    
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл 732 488    

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

  48 ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 11

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

управлять невербальными средствами общения и определять психоэмоциональное состояние собеседника;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

особенности общения с детьми, невладеющими русским языком;

  48 ОГСЭ.02. Психология общения

ОК 1 - 11

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

традиционные общечеловеческие ценности, сущность патриотизма и гражданственности как нравственных ценностей, проявления  гражданско-патриотической позиции;

  48 ОГСЭ.03. История

ОК 1 - 11

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

     лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  172 ОГСЭ.04. Иностранный язык[10]

ОК 1-11

ПК 1.2, 1.5,
2.2, 2.5, 4.1 - 4.5, 5.1- 5.2

П.00 Профессиональный учебный цикл 2322 1548    
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 630 420    

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

применять теоретические знания при решении педагогических ситуаций;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики;

знать:

педагогику как науку;

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

структуру системы образования в Российской федерации, специфику разных типов образовательных организаций;

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность  в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, законодательство о правах ребёнка, трудовое законодательство;

Конвенцию о правах ребёнка;

требования профессиональной этики педагога;

факторы развития личности;

сущность социализации;

понятие о целостном педагогическом процессе, его компонентах и этапах организации;

основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

педагогические закономерности организации образовательного процесса;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных ступенях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

дидактические основы, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения;

основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

особенности работы по преодолению вредных привычек детей, подростков и молодёжи;

    ОП.01. Педагогика

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.5,
3.1 - 3.8,

4.1 - 4.5, 5.2

уметь:

применять знания по психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

выявлять закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка;

уметь использовать стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;

составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;

понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

основы психологии личности;

факторы и закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

основы психодидактики;

возрастную периодизацию (основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития);

 возрастные особенности развития познавательных процессов;

теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся;

основы социализации личности;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

способы регуляции поведения и деятельности обучающихся;

индикаторы индивидуальных  особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;        

понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации;

основы применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с девиантным поведением;

закономерности поведения в социальных сетях;

основы психологии творчества;

психологические основы развития индивидуальности и личности;

    ОП.02. Психология

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5, 

2.1 - 2.5,
3.1 - 3.8,

4.1 - 4.5, 5.2

уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения обучающихся;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

основные закономерности роста и развития организма человека;

строение и функции систем органов здорового человека;

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

основы гигиены детей и подростков;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

основы профилактики инфекционных заболеваний;

гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации;

    ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

ОК 1-11

ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.4,

4.1 - 4.2, 5.2

уметь:

ориентироваться в современных проблемах образования  учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

использовать терминологию коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

анализировать факторы и условия развития учащихся начальных классов  с ограниченными возможностями здоровья;

определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм обучения учащихся начальных классов в связи с характером  нарушения;

анализировать опыт работы педагогов с учащимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

знать:

основные этапы истории коррекционной педагогики, коррекционной психологии;

понятийный аппарат коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

этиологию нарушений психофизического развития;

классификации нарушений в развитии и поведении  воспитанников;

общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями;

возрастные особенности учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;

цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах, перспективы ее развития, в том числе особенности организации инклюзивного образования;

психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями;

принципы, цели и задачи, содержание, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности учащихся начальных классов  с ограниченными возможностями здоровья;

психолого-педагогические особенности образования учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями;

педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся начальных классов;

   

ОП. 04.

Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

ОК 1-11

ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.4,

4.1 - 4.2, 5.2

уметь:

правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

знать:

основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

основы генетики;

общее учение о здоровье и болезнях;

внешние и внутренние факторы болезней человека;

причины, условия возникновения болезней человека;

роль конституции и наследственности в патологии;

стадии и исходы болезней человека;

общую характеристику типовых патологических процессов;

основы общей патологии;

основы детской невропатологии;

основы психопатологии детского возраста;

основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

   

ОП.05.

Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

ОК 1-11

ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.4,

4.1 - 4.2, 5.2

уметь:

оценивать постановку целей и задач учебных занятий, внеурочной деятельности, внеклассной воспитательной работы и определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания при работе с классами компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

применять знания теоретических основ инклюзивного образовательного процесса в начальных классах;

знать:

особенности организации инклюзивного образовательного процесса в начальных классах;

организационно-педагогические и дидактические особенности коррекционно-развивающего обучения: принципы, задачи, формы коррекционно-развивающего образования и организации учебной деятельности младших школьников;

основы педагогической диагностики и учета данных о динамике развития познавательной деятельности, обучаемости и обученности, личностного развития детей, обучающихся в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

теоретические основы коррекции дефицитных школьно-значимых функций: пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений, зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз – рука», мелкой моторики, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

понятие и сущность школьной дезадаптации младшего школьника: предпосылки, факторы, механизмы развития адаптационных нарушений и их типы;

теоретические основы коррекции отклонений в поведении детей;

особенности формирования учебной деятельности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

специфику оценочной деятельности учителя при работе в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

    ОП.06. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.4,

4.1  - 4.5, 5.2

 

уметь:

использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;

анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;

анализировать рынок профессиональных услуг, изучать спрос и предложение;

владеть процессами создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере с правовой точки зрения;

оценивать эффективность предпринимательской деятельности в профессиональной сфере;

применять разные стратегии и тактики предпринимательского поведения в различных ситуациях с правовой точки зрения;

анализировать факторы, влияющие на эффективность осуществления предпринимательской деятельности в профессиональной сфере;

проявлять нетерпимость к коррупционному поведению;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие и основы правового регулирования в области образования;

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования;

социально-правовой статус учителя;

законодательство Российской Федерации в сфере труда;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

виды аттестации педагогических работников,  квалификационные требования;

правила оплаты труда педагогических работников;

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

виды административных правонарушений и административной ответственности;

нормативные правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

нормы законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности в профессиональной сфере;

нормативную базу по профилактике и противодействию коррупции, в том числе правовые последствия коррупционного поведения;

механизмы реализации прав человека и гражданина в государственных учреждениях, порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан;

    ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 – 11

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.5,

3.1 – 3.8

4.1 – 4.5,

5.2

 

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

  68 ОП.08. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4,
2.1 - 2.4,
3.1 - 3.4, 3.6, 3.8,
4.1 – 4.2, 5.2

ПМ.00    Профессиональные модули 1692 1128    
ПМ.01

Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

анализа учебно-тематических планов и процесса обучения всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения учебных занятий по всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования, по всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

организации и проведения индивидуальной развивающей работы с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;  

организации и проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьной адаптации, в соответствии с их индивидуальными особенностями;

организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

объективного оценивания успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек, учет результатов оценивания при корректировке учебной деятельности;

составления педагогической характеристики обучающегося;

организации учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника;

регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды на учебных занятиях;

организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей, в том числе с учетом уровня владения русским учащимися, для которых русский язык не является родным;

систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики на учебных занятиях;

ведения учебной документации, в том числе электронной;

уметь:

ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;

находить и использовать методическую литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к учебным занятиям в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

определять цели и задачи учебного занятия, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

проводить учебные занятия в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены;

использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся, причин и характера затруднений в обучении;

владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;

формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

проявлять толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразии динамики развития мальчиков и девочек;

использовать современные информационно коммуникационные средства в образовательном процессе;

формировать учебную мотивацию;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

 владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ученику вне зависимости от состояния психического и физического здоровья, его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении;

определять на основе анализа учебной деятельности обучающихся оптимальные способы обучения и развития;

разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные  программы  развития и индивидуально – ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность и инициативу;

организовывать самостоятельную деятельность обучающихся;

 находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

проводить педагогический контроль на  учебных занятиях по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

организовывать и осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении учебных занятий по всем учебным предметам;

анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

анализировать и выразительно читать литературные тексты;

петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;

изготавливать поделки из различных материалов;

рисовать, лепить, конструировать;

анализировать учебные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении учебных занятий;

понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);

осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ начального общего образования;

знать:

дидактику начального общего образования, в том числе педагогические закономерности организации образовательного процесса в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

особенности организации коррекционно-развивающего обучения в начальной школе;

дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации обучения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач, обобщённых способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях, религиозных культурах и светской этике;

особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования;

особенности моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития детей младшего школьного возраста;

причины и характер трудностей, испытываемых обучающимися в обучении и школьной адаптации;

особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

основные показания к отбору детей в классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения;

сравнительную характеристику целей, задач и организации компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и содержание примерных основных образовательных программ начального общего образования, реализуемые в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

рабочие программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

преподаваемые предметы в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке;

теоретические основы и методику планирования учебных занятий в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

содержание, формы и методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса;

основы методики преподавания в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

воспитательные возможности учебного занятия в начальной школе;

методы и приемы формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях по всем предметам, особенности мотивации обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

способы и приемы создания ситуации успеха в обучении;

особенности одаренных детей младшего школьного возраста;

основы обучения и воспитания одаренных детей;

современные информационно коммуникационные средства и особенности их применения в образовательном процессе;

содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику обучения по данному предмету: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;

элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов, основы религиозных культур и светской этики;

содержание выбранной предметной области  (иностранный язык или информатика) в объёме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику обучения по данному предмету;

требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения;

пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;

методику составления педагогической характеристики ребенка;

основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на  учебных занятиях;

логику анализа учебных занятий;

правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;

виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

 

   

МДК.01.01. Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания

МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению

МДК.01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

МДК.01.05. Окружающий мир с методикой преподавания

МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

МДК.01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

МДК. 01.09. Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.5

ПК 4.1. – 4.5

           
ПМ.02

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов и организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности;[12]

В результате изучения профессионального модуля по программе дополнительной подготовки в области иностранного языка обучающийся должен:

иметь практический опыт:

деятельности, позволяющий демонстрировать требуемый уровень владения дополнительной областью знания;

планирования и организации  образовательной работы по  обучению младших школьников дополнительной области знания;

формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

формирования мотивации к обучению в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

регулирования поведения младших школьников для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе обучения дополнительной области знания;

организации процесса обучения на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей в процессе обучения дополнительной области знания;

применения современных технологий в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

использования возможностей образовательной среды, в том числе информационной,  для обеспечения  требуемого качества образования в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

создания условий для проявления активности самим ребенком в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения дополнительной области знания;

владения основными приемами анализа и самоанализа, основными способами оценки результативности обучения дополнительной области знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

наблюдения и анализа учебных занятий по  обучению младших школьников дополнительной области знания;

осуществления самоанализа учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания;

обсуждения отдельных учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителем и разработки предложений по их коррекции;

оформления документации по обучению младших школьников дополнительной области знания;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и другие  источники информации, необходимые для подготовки и проведения учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания;

определять цели и задачи учебного занятия по обучению младших школьников дополнительной области знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

создавать условия для развития мотивации младших школьников к дополнительной области знания;

сохранять баланс предметного и метапредметного содержания в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

развивать у младших школьников познавательную активность, самостоятельность и инициативу;

проектировать учебные занятия по обучению младших школьников дополнительной области знания;

использовать различные формы и методы обучения младших школьников дополнительной области знания, а также интегрировать в образовательный процесс современные технологии обучения;

проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены;

осуществлять наблюдение за ходом процесса обучения  и его отдельных этапов;

проводить рефлексию собственной педагогической деятельности по обучению младших школьников дополнительной области знания;

соблюдать санитарные нормы и правила в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

знать:

содержание дополнительной области знания в объёме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности;

психолого-педагогические основы проведения учебных занятий по  обучению младших школьников дополнительной области знания;

теоретические основы и методику планирования учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания;

педагогические условия развития мотивации к дополнительной области знания;

методы, методики и технологии, применяемые в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания;

инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов обучения младших школьников дополнительной области знания;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения младших школьников;

1404

 

936

 

МДК.05.01 Практический курс (с указанием дополнительной области знания)

МДК. 05.02. Теория и методика обучения учебному предмету (с указанием дополнительной области знания)

ОК 1 - 11

ПК 5.1 - 5.2

ПК 4.1. – 4.5

  Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ 4644 3096    
УП.00 Учебная практика

 

23 нед.

 

828

 

ОК 1 - 11

ПК 1.1 – 5.2

ПП.00 Производственная практика
(по профилю специальности)
ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 4 нед.      
ПА.00 Промежуточная аттестация 5 нед.      
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 6 нед.      


Таблица 6

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам 86 нед.
Учебная практика 23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная) 4 нед.
Промежуточная аттестация 5 нед.
Государственная итоговая аттестация 6 нед.
Каникулы 23 нед.
Итого 147 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[14].

7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья
и требования по доступности.

7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 - 7 наименований российских журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[16].

8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

 


[2] Независимо от применяемых образовательных технологий.

[4]  Независимо от применяемых образовательных технологий.

[6] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

[8]К направлениям развития личности относятся: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

[10] Учебная нагрузка по дисциплине «Информатика и информационные технологи в профессиональной деятельности» в связи со спецификой дополнительной подготовки в области  информатики  учитывается в объеме времени, отводимом на освоение ПМ.02 Организация обучения учащихся начальных классов (с указанием дополнительной области знания).

[12] Перечень дополнительных областей знания:  иностранный язык; информатика.

[14]Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475;     
№ 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1,      ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49,        ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062;  № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121,   ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49,            ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48,          ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167,  ст. 1176, ст. 1177; № 31,        ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49,        ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 11,         ст. 1094; № 14, ст. 1556; № 26, ст. 3365; № 30, ст. 4247; № 49, ст. 6923, ст. 6924; № 52, ст. 7542,    ст. 7544; 2015, № 13, ст. 1802; № 17, ст. 2479; № 18, ст. 2628; № 27, ст. 3963; № 29, ст. 4356; № 41, ст. 5628).

[16]Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6,
ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217,
ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст.4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78
).