В колледже проведена планомерная работа по созданию доступной   архитектурной среды для детей-инвалидов (пандусы, поручни, оборудованные туалеты, учебные и внеучебные помещения). Для социокультурной реабилитации и развития творческого потенциала личности детей-инвалидов созданы мастерская керамики, студия батика, декоративно-прикладных ремесел, хореографии. Тренажерный и спортивный залы, кабинет адаптивной физической культуры способствуют приобщению инвалидов к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой и паралимпийскими видами спорта.

1

Тренировка секции стрельбы из лука

Специализированный автобус для лиц с ограниченными возможностями здоровья, туристское снаряжение способствуют проведению экскурсий, турпоходов и сплавов.

2

Лагерь-сплав « Силы внутри нас»

Для организации щадящего режима инвалидов в образовательном процессе работает кабинет психологической разгрузки, приобретены технические средства реабилитации (лингафонный кабинет, компьютерное и мультимедийное обеспечение. Аппаратно-программные комплексы БОС-логотерапевтический, Мультпсихометр, «АудиоДисНет» способствуют проведению психодиагностической и коррекционно-реабилитационной работы. «Мультипсихометр» предназначен для диагностики психического состояния, коммуникативных и организаторских склонностей, оценки мотивационной структуры личности, оценки индивидуальных особенностей трансперсонального поведения, личностной тревожности, уровня самоактуализации личности, психического здоровья, профессиональной пригодности лиц подросткового и юношеского возраста. Аппаратно-программный аудиовизуальный комплекс «ДисНет», диагностирует межличностные отношения, эмоциональные состояния, способствует снятию стресса, депрессивных состояний и проведению релаксационно-мобилизационных сеансов со студентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3

Сеанс психологической разгрузки

В колледже работает Региональный ресурсный центр социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования Республики Башкортостан №1576 от 13.11.2009 г.). Деятельность Центра осуществляется на основе образовательной технологии «учебные фирмы», которые представляют собой модель, отражающую деятельность реальной фирмы в сфере образовательных услуг. Учебно-производственный проект «учебные фирмы» направлен на совершенствование качества образования и профессиональной подготовки, личностных и профессиональных компетенций, для приобретения студентами-инвалидами опыта работы в условиях рынка образовательных услуг и рынка труда с целью социальной адаптации и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4

Занятия в студии батика

              Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями осуществляется на принципах инклюзивного образования, которое обеспечивает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям студентов-инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями. При изучении международного опыта реализации инклюзивного подхода были рассмотрены образовательные учреждения Германии. В 2012 году в ходе семинара «Европейский опыт организации инклюзивного образования» посещены     гимназия им. брата и сестры Шолль   города Унна, евангелическая школа им. М. Клаудиса с инклюзивным обучением в городе Бохум и школа-интернат профессионального образования в Фольмарштайне. Все это позволило определить ключевые моменты в организации инклюзивного обучения в общем и профессиональном образовании.

В колледже реализуется технология дистанционного обучения, которая востребована инвалидами, проживающими в отдаленных сельских районах, активно используются Интернет-технологии, дистанционные технологии. Электронные учебные материалы по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам, разработанные преподавателями в оболочке Courslab, активно используются в образовательном процессе. В сети Интернет размещена оболочка для дистанционного обучения Moodle (http://dosalpk.mcdir.ru). Осуществлено ее наполнение электронными учебными материалами. Материалы разработаны преподавателями колледжа в формате Scorm-элементов в среде редактора CourseLab, содержат интерактивные тесты для самопроверки. Контрольные материалы созданы в среде Moodle с возможностью автоматической фиксации оценки самой оболочкой. Осуществлен монтаж локальной сети по технологии радиосвязи, в том числе в режиме видеосвязи с возможностью удаленного проведения занятий, видеоконференций. Интерактивная система голосования и опроса Senteo (ресивер и 24 пульта, пульты SENTEO работают на радио частоте) позволяет работать в режиме сетевого тестирования. Этот же режим работы поддерживает наличие локальной сети и соответствующих тестирующих оболочек. 24 студента из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обучается дистанционно. Осуществлена профессиональная переподготовка преподавателей через систему курсов:

  1. «Профессиональное образование инвалидов» (НОУ ВПО Институт специальной педагогики и специальной психологии им. Р. Валленберга, г. Санкт-Петербург).
  2.    «Организация учебного процесса на основе современных технологий» (ФГОУ СПО «Петровский колледж», г. Санкт-Петербург).
  3. «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: организация дистанционного обучения и создание электронной библиотеки удаленного доступа» (Уральский филиал НОУ ДПО «Институт информационных технологий «Ай Ти», г. Уфа).
  4. «Технологии работы в сети Интернет: компьютерные технологии обучения, на основе свободно распространяемой оболочки MOODLE» (Уральский филиал НОУ ДПО «Институт информационных технологий «Ай Ти», г. Уфа).
  5. «Организация адаптивной физической культуры со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» (НОУ ВПО «Академия ВЭГУ», г. Уфа).
  6. «Терапия творческим самовыражением в семейном консультировании» (НОУ ВПО «Академия ВЭГУ», г. Уфа).
  7. Обучающие мероприятия по модульным программам повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, на базе стажировочных площадок (Министерство образования и науки Российской Федерации, Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», г. Тамбов)

5

Курсы повышения квалификациии проводит преподаватель НОУ ВПО Институт специальной педагогики и специальной психологии им. Р. Валленберга, С-Петербург.

На базе колледжа функционирует федеральная экспериментальная площадка по теме «Взаимодействие образовательных учреждений и семей, имеющих детей с ограниченными физическими возможностями» при ФГУ ФИРО под руководством кандидата педагогических наук, член-корренспондента РАО Академии социально-педагогических наук З.Г. Сахиповой.

       С 2012 года на базе колледжа успешно реализуется программа экспериментальная площадка по теме: «Формирование социальной успешности у обучающихся с ОВЗ в системе инклюзивного образования», руководителем которой выступает профессор ФГБОУ ВПО БГПУ им. Акмуллы Кашапова Л.М.

6

Совместный круглый стол участников Международного проекта и экспериментальных площадок