В 2008 году колледж принял участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, для решения актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование». Программа была поддержана на республиканском и федеральном уровнях и получила грант. Как и в большинстве учебных заведений в колледже процесс обучения инвалидов осуществляется на основе реализации инклюзивного подхода. Основные направления реализации инклюзивного образования в колледже: - Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования.
- Создание безбарьерной среды.
- Организация социально-медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
- Профориентационная работа с абитуриентами из числа инвалидов, а также с их родителями.
- Организация образовательного процесса со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
- Определение индивидуального образовательного маршрута и составление адаптированных образовательных программ в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации.
- Профессиональная квалификация преподавателей
В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда на 2011-2020 годы», инновационной образовательной программы создаются условия для обучения в колледже лиц с ограниченными возможностями здоровья. Непрерывно ведется деятельность по обеспечению безбарьерной среды образовательного пространства. С целью создания условий в учебных корпусах и общежитии для маломобильных групп населения проделана работа по следующим направлениям: - установка пандусов и поручней; - расширение дверных проемов; -ремонт в санитарно-гигиенических комнатах (душевых и санузлах); — обустройство парковки для личного автотранспорта; - создание пожаробезопасных зон и эвакуационных выходов; - установка для слабовидящих и незрячих тактильной предупреждающей информации. В начале обучения в психолого-медико-педагогическим консилиумом определяется образовательный маршрут каждого студента-инвалида. На основании их диагностических данных, в соответствии с образовательными потребностями студента и исходя из реальных возможностей колледжа предоставляются специальные условия. Студентам, имеющим ограничения в передвижении, предоставлена возможность дистанционного обучения с применением электронных образовательных ресурсов. Благоприятная развивающая среда позволяет студентам заниматься паралимпийскими видами спорта, художественным творчеством, театрализованной деятельностью, осваивать информационно-компьютерные технологии в учебных фирмах Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня мы все радуемся успехам российских паралимпийцев. Они доказывают, что сила характера и специальные условия для занятий позволяют достичь высоких результатов. В нашем колледже во внеурочное время в зависимости от возможностей здоровья студенты активно занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью и различными видами спорта: пауэрлифтинг, стрельба из лука, настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, шахматы, плавание. Колледж признан центром паралимпийского движения. В колледже активно развернули деятельность студенты-волонтеры, социальные кураторы, которые прошли подготовку в Федеральном агентстве по делам молодежи по программе: «Молодежь, нуждающаяся в особой заботе государства». Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и Министерство образования Республики Башкортостан ведут совместный проект «Школа волонтера». Студенты-волонтеры являются активными участниками социально-образовательных проектов, в том числе в рамках сотрудничества с городской общественной организацией матерей, воспитывающих детей-инвалидов, «Материнское сердце». Традиционными стали благотворительные акции «Подарок маме своими руками», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дармарка», праздники «Хорошее настроение», фотосессия семей, воспитывающих детей-инвалидов, ко Дню защиты детей, занятия керамикой с детьми-инвалидами и фитнесом для их мам, экскурсии на конноспортивную школу «Тулпар» в Мелеузе, встречи с представителями духовенства, лагерь-сплав «Силы внутри нас». В июне 2016 года прошел Первый городской фестиваль творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Таланты без границ». Открыта Академия летнего отдыха «Умные каникулы» для учащихся школ, в которой также реализуются принципы инклюзивного подхода. В совместной деятельности младшие школьники и подростки осваивали азы киноискусства, керамики, ткачества, робототехники, английского языка, вождения скутера. Одна из основных составляющих социализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их трудовой занятостью. Проблемы, опыт и перспективы организации образования обучающихся с инвалидностью, социальной адаптации и содействия трудовой занятости обсуждались в ходе следующих мероприятий: - Круглый стол «О реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования» в рамках совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования (г. Уфа, октябрь, 2013 г.);
- Межрегиональный кадровый форум «Управление человеческим капиталом: стратегия перемен» (г. Уфа, 2014 г.,);
- Образовательный форум XV специализированная выставка «Образование. Наука. Карьера» Межрегиональный семинар «Вопросы развития профессионального образования в субъектах Российской Федерации» (г. Уфа, 2015 г.);
- Республиканское совещание работников образования (г. Нефтекамск, 2015 г.)
- Круглый стол «Организация непрерывного профессионального образования, занятости и трудоустройства людей с инвалидностью в Республике Башкортостан» (Салават, Чемпионат по профессиональному мастерству людей с инвалидностью Абилимпикс в Республике Башкортостан 2015 года)
За время реализации инновационной образовательной программы имеются положительные примеры трудоустройства наших выпускников: они работают тренерами, учителями, воспитателями, системными администраторами, операторами ЭВМ, продолжают обучение в высших профессиональных организациях. Во взаимодействии с работодателями решаются вопросы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья на квотируемые рабочие места. Но не все инвалиды могут безболезненно интегрироваться в трудовую деятельность, где работодатель требует от них такой же производительности труда, как от здоровых работников. В рамках Международного проекта «Ткачество в трудотерапии» колледжу передано оборудование из Германии для ткацкой мастерской при непосредственном участии координаторов проекта профессора Герди Собек и трудотерапевта Юргена Редлера. Ручное ткачество можно легко приспособить к конкретным потребностям инвалида. Участие в проекте способствовало расширению социального партнерства с ГУП Башкирские художественные промыслы «Агидель». Конечной целью данного проекта является привлечение работодателей, создание рабочих мест для инвалидов, консультативного пункта для работодателей по взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ноябре 2015 года на базе нашего колледжа организован первый чемпионат по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Республике Башкортостан 2015 года. Участниками чемпионата выступили студенты колледжей и университетов, работники производственных организаций, члены республиканских обществ инвалидов по 7 компетенциям: массажист, портной, мастер ручного вязания, анимация, Организация внеурочной деятельности младших школьников, брошюровщик, водитель автотранспортных средств категории В. В декабре того же года студенты и преподаватели приняли успешное участие в Национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью. Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте. Координатор: преподаватель Шаяхметова Наиля Наильевна моб. 89178032217 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |