Скачать
Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2016 г. №______ |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании[2]
среднее общее
образование
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
2 года 10 месяцев
основное общее
образование
3 года 10 месяцев[4]
среднее общее
образование
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой в области
(с указанием программы дополнительной подготовки)[6]
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;
документационное обеспечение образовательного процесса.
4.3. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4.3.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4.3.3. Классное руководство.
4.3.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.
4.4. Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1 Преподавание по образовательным программам начального общего образования.
4.4.2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.
4.4.3 Классное руководство.
4.4.4 Методическое обеспечение образовательного процесса.
4.4.5 Организация обучения учащихся начальных классов (с указанием дополнительной области знания)[8]
определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной деятельности по направлениям развития личности с обучающимися в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеурочной деятельности;
ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности;
соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в процессе внеурочной деятельности;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий;
определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности с учетом возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;
составлять рабочую программу внеурочной деятельности с учетом направлений развития личности, возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
использовать различные методы и формы организации внеурочной деятельности, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в обучении и общении;
мотивировать обучающихся, родителей (законных представителей) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (законными представителями);
подбирать и использовать на внеурочных занятиях дидактические материалы;
реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы, используя их во внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми;
составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;
вести диалог с администрацией образовательной организации по вопросам организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
анализировать организацию внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
знать:
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности;
направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
особенности определения целей и задач внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;
способы регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеурочной деятельности;
педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной деятельности;
методические основы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
особенности общения младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;
методы, приемы и формы организации общения обучающихся;
способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся;
формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, как субъектами образовательного процесса в области внеурочной деятельности;
логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
виды документации, требования к ее оформлению.
МДК.02.01. Основы организации внеурочной работы в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
ОК 1 — 11
ПК 2.1 — 2.5
ПК 4.1. – 4.5
ПМ.03
Классное руководство
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов внеклассной воспитательной работы;
определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя, в том числе классного руководителя класса компенсирующего или коррекционно-развивающего образования;
планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т. п.);
регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеклассной воспитательной работы;
организации и проведения мероприятий по правилам дорожного движения;
проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
формирования толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
составления психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося;
определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
наблюдения, анализа и самоанализа внеклассной воспитательной работы, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
формирования социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе;
проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе;
создания в учебной группе (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в воспитательной работе;
уметь:
проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду;
ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
формировать и реализовывать образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, позитивные образцы поликультурного общения;
выявлять в ходе наблюдений поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития;
реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьёзные личные проблемы;
осваивать и применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально-уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
оказывать адресную помощь обучающимся;
регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
определять и принимать четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации;
взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
проводить работу по знакомству детей с правилами дорожного движения;
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
аргументировать свою позицию, владеть методами убеждения;
формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;
планировать деятельность, в том числе классного руководителя классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации;
управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе;
уметь общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
использовать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (вы том числе учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной);
создавать и поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации;
анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
владеть методами организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т. п.);
формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении воспитательной работы;
создавать условия для помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
составлять план работы с родителями (законными представителями);
устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей (законных представителей) к проведению совместных мероприятий;
вести диалог с родителями (законными представителями), организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей (законных представителей) к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания обучающихся;
формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, причин и характера трудностей, испытываемых ребенком в обучении и школьной адаптации;
анализировать процесс и результаты работы с родителями (законными представителями);
использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка;
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
создавать в учебной группе (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
знать:
теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
закономерности проектирования и реализации воспитательных программ;
образцы и ценности социального поведения, поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях;
методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
основы законодательства о правах ребенка, конвенцию о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению
к детям;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий;
особенности адаптации обучающегося к условиям начального общего образования;
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
особенности процесса социализации младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;
условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
способы формирования коллектива класса, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, и роль классного руководителя в этом процессе;
особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной воспитательной работы, в том числе экскурсий, походов, экспедиций;
нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т. п.);
педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеклассной воспитательной работы;
основы делового общения;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями), как субъектами образовательного процесса;
особенности планирования работы с родителями обучающихся (законными представителями), в том числе воспитывающими детей с трудностями в обучении и школьной адаптации;
задачи и содержание семейного воспитания;
особенности современной семьи;
содержание и формы работы с семьей;
способы диагностики результатов воспитания;
способы сотрудничества с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
особенности создания в учебной группе (в том числе классе, кружке, секции) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
правила дорожного движения.
МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
ОК 1 — 11
ПК 3.1 — 3.8
ПК 4.1. – 4.5.
ПМ.04
Методическое обеспечение образовательного процесса
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических комплектов, разработки и реализации учебно-методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы, учебно-тематических планов) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся;
участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
участия в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
использования ИКТ в планировании, реализации и оценке образовательной работы с обучающимися;
участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально – ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
анализировать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;
организовывать и проводить педагогический мониторинг, позволяющий оценить результаты освоения обучающимися образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению, результативность внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работы;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
адаптировать имеющиеся методические разработки;
сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
принимать участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
теоретические основы, методику планирования в начальном общем образовании, особенности планирования компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;
концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;
концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
основные подходы к разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;
основные требования к разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и примерными основными общеобразовательными программами, реализуемыми в начальных классах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
ОК 1 — 11
ПК 4.1 — 4.5
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
1404
936
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
4644
3096
УП.00
Учебная практика
23 нед.
828
ОК 1 — 11
ПК 1.1 — 4.5
ПП.00
Производственная практика
(по профилю специальности)
ПДП.00
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00
Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация
6 нед.
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 86 нед. |
Учебная практика | 23 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
квалификация — учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 3240 | 2160 | | |
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 732 | 488 | | |
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 — 11 |
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; управлять невербальными средствами общения и определять психоэмоциональное состояние собеседника; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; особенности общения с детьми, невладеющими русским языком; | | 48 | ОГСЭ.02. Психология общения | ОК 1 — 11 |
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX — начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; традиционные общечеловеческие ценности, сущность патриотизма и гражданственности как нравственных ценностей, проявления гражданско-патриотической позиции; | | 48 | ОГСЭ.03. История | ОК 1 — 11 |
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 — 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | | 172 | ОГСЭ.04. Иностранный язык[10] | ОК 1-11 ПК 1.2, 1.5, 2.2, 2.5, 4.1 — 4.5, 5.1- 5.2 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 2322 | 1548 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 630 | 420 | | |
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; применять теоретические знания при решении педагогических ситуаций; анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; знать: педагогику как науку; взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; структуру системы образования в Российской федерации, специфику разных типов образовательных организаций; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, законодательство о правах ребёнка, трудовое законодательство; Конвенцию о правах ребёнка; требования профессиональной этики педагога; факторы развития личности; сущность социализации; понятие о целостном педагогическом процессе, его компонентах и этапах организации; основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста; значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности; педагогические закономерности организации образовательного процесса; принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций на различных ступенях образования; формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; дидактические основы, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения; основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации; понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения; научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки; средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога; особенности работы по преодолению вредных привычек детей, подростков и молодёжи; | | | ОП.01. Педагогика | ОК 1 — 11 ПК 1.1 — 1.5, 2.1 — 2.5, 3.1 — 3.8, 4.1 — 4.5, 5.2 |
уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; выявлять закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка; уметь использовать стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.); знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; факторы и закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; основы психодидактики; возрастную периодизацию (основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития); возрастные особенности развития познавательных процессов; теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся; основы социализации личности; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; способы регуляции поведения и деятельности обучающихся; индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации; основы применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу; особенности работы с одаренными детьми, детьми с девиантным поведением; закономерности поведения в социальных сетях; основы психологии творчества; психологические основы развития индивидуальности и личности; | | | ОП.02. Психология | ОК 1 — 11 ПК 1.1 — 1.5, 2.1 — 2.5, 3.1 — 3.8, 4.1 — 4.5, 5.2 |
уметь: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения обучающихся; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; основы профилактики инфекционных заболеваний; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации; | | | ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена | ОК 1-11 ПК 1.1 — 1.4, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.4, 4.1 — 4.2, 5.2 |
уметь: ориентироваться в современных проблемах образования учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования; использовать терминологию коррекционной педагогики и коррекционной психологии; анализировать факторы и условия развития учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья; определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм обучения учащихся начальных классов в связи с характером нарушения; анализировать опыт работы педагогов с учащимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья; находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; знать: основные этапы истории коррекционной педагогики, коррекционной психологии; понятийный аппарат коррекционной педагогики и коррекционной психологии; этиологию нарушений психофизического развития; классификации нарушений в развитии и поведении воспитанников; общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями; возрастные особенности учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья; цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах, перспективы ее развития, в том числе особенности организации инклюзивного образования; психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями; принципы, цели и задачи, содержание, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогические особенности образования учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями; педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся начальных классов; | | | ОП. 04. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | ОК 1-11 ПК 1.1 — 1.4, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.4, 4.1 — 4.2, 5.2 |
уметь: правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения; знать: основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения; основы генетики; общее учение о здоровье и болезнях; внешние и внутренние факторы болезней человека; причины, условия возникновения болезней человека; роль конституции и наследственности в патологии; стадии и исходы болезней человека; общую характеристику типовых патологических процессов; основы общей патологии; основы детской невропатологии; основы психопатологии детского возраста; основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения; | | | ОП.05. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | ОК 1-11 ПК 1.1 — 1.4, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.4, 4.1 — 4.2, 5.2 |
уметь: оценивать постановку целей и задач учебных занятий, внеурочной деятельности, внеклассной воспитательной работы и определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания при работе с классами компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; применять знания теоретических основ инклюзивного образовательного процесса в начальных классах; знать: особенности организации инклюзивного образовательного процесса в начальных классах; организационно-педагогические и дидактические особенности коррекционно-развивающего обучения: принципы, задачи, формы коррекционно-развивающего образования и организации учебной деятельности младших школьников; основы педагогической диагностики и учета данных о динамике развития познавательной деятельности, обучаемости и обученности, личностного развития детей, обучающихся в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; теоретические основы коррекции дефицитных школьно-значимых функций: пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений, зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз – рука», мелкой моторики, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; понятие и сущность школьной дезадаптации младшего школьника: предпосылки, факторы, механизмы развития адаптационных нарушений и их типы; теоретические основы коррекции отклонений в поведении детей; особенности формирования учебной деятельности обучающихся в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; специфику оценочной деятельности учителя при работе в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения; | | | ОП.06. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах | ОК 1 — 11 ПК 1.1 — 1.4, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.4, 4.1 — 4.5, 5.2 |
| уметь: использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения; анализировать рынок профессиональных услуг, изучать спрос и предложение; владеть процессами создания и развития предпринимательской деятельности в профессиональной сфере с правовой точки зрения; оценивать эффективность предпринимательской деятельности в профессиональной сфере; применять разные стратегии и тактики предпринимательского поведения в различных ситуациях с правовой точки зрения; анализировать факторы, влияющие на эффективность осуществления предпринимательской деятельности в профессиональной сфере; проявлять нетерпимость к коррупционному поведению; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования; социально-правовой статус учителя; законодательство Российской Федерации в сфере труда; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; виды аттестации педагогических работников, квалификационные требования; правила оплаты труда педагогических работников; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормативные правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; нормы законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности в профессиональной сфере; нормативную базу по профилактике и противодействию коррупции, в том числе правовые последствия коррупционного поведения; механизмы реализации прав человека и гражданина в государственных учреждениях, порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан; | | | ОП.07. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 – 11 ПК 1.1 — 1.5, 2.1 — 2.5, 3.1 – 3.8 4.1 – 4.5, 5.2 |
| уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | | 68 | ОП.08. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 — 11 ПК 1.1 — 1.4, 2.1 — 2.4, 3.1 — 3.4, 3.6, 3.8, 4.1 – 4.2, 5.2 |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1692 | 1128 | | |
ПМ.01 | Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; анализа учебно-тематических планов и процесса обучения всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения учебных занятий по всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования, по всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; организации и проведения индивидуальной развивающей работы с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; организации и проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьной адаптации, в соответствии с их индивидуальными особенностями; организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективного оценивания успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек, учет результатов оценивания при корректировке учебной деятельности; составления педагогической характеристики обучающегося; организации учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника; регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды на учебных занятиях; организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей, в том числе с учетом уровня владения русским учащимися, для которых русский язык не является родным; систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению; соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики на учебных занятиях; ведения учебной документации, в том числе электронной; уметь: ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания; находить и использовать методическую литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к учебным занятиям в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; определять цели и задачи учебного занятия, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; проводить учебные занятия в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся, причин и характера затруднений в обучении; владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной; формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях; проявлять толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении; корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразии динамики развития мальчиков и девочек; использовать современные информационно коммуникационные средства в образовательном процессе; формировать учебную мотивацию; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ученику вне зависимости от состояния психического и физического здоровья, его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении; определять на основе анализа учебной деятельности обучающихся оптимальные способы обучения и развития; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально – ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность и инициативу; организовывать самостоятельную деятельность обучающихся; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; проводить педагогический контроль на учебных занятиях по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения; интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся; организовывать и осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении учебных занятий по всем учебным предметам; анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях; каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи; анализировать и выразительно читать литературные тексты; петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения; изготавливать поделки из различных материалов; рисовать, лепить, конструировать; анализировать учебные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении учебных занятий; понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.); осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ начального общего образования; знать: дидактику начального общего образования, в том числе педагогические закономерности организации образовательного процесса в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; особенности организации коррекционно-развивающего обучения в начальной школе; дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации обучения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач, обобщённых способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях, религиозных культурах и светской этике; особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования; особенности моторного, интеллектуального, сенсорного, речевого, социально-личностного развития детей младшего школьного возраста; причины и характер трудностей, испытываемых обучающимися в обучении и школьной адаптации; особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников, в том числе испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации; основные показания к отбору детей в классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения; сравнительную характеристику целей, задач и организации компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения; требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и содержание примерных основных образовательных программ начального общего образования, реализуемые в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; рабочие программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; преподаваемые предметы в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; теоретические основы и методику планирования учебных занятий в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения; содержание, формы и методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса; основы методики преподавания в начальных классах и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения; вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; воспитательные возможности учебного занятия в начальной школе; методы и приемы формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях по всем предметам, особенности мотивации обучающихся, испытывающих трудности в обучении; способы и приемы создания ситуации успеха в обучении; особенности одаренных детей младшего школьного возраста; основы обучения и воспитания одаренных детей; современные информационно коммуникационные средства и особенности их применения в образовательном процессе; содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику обучения по данному предмету: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры; элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов, основы религиозных культур и светской этики; содержание выбранной предметной области (иностранный язык или информатика) в объёме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику обучения по данному предмету; требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; методику составления педагогической характеристики ребенка; основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на учебных занятиях; логику анализа учебных занятий; правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды; виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению. | | | МДК.01.01. Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению МДК.01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания МДК.01.05. Окружающий мир с методикой преподавания МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом МДК.01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом МДК. 01.09. Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики | ОК 1 — 11 ПК 1.1 — 1.5 ПК 4.1. – 4.5 |
| | | | | |
ПМ.02 | Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа планов и организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности;[12] В результате изучения профессионального модуля по программе дополнительной подготовки в области иностранного языка обучающийся должен: иметь практический опыт: деятельности, позволяющий демонстрировать требуемый уровень владения дополнительной областью знания; планирования и организации образовательной работы по обучению младших школьников дополнительной области знания; формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; формирования мотивации к обучению в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; регулирования поведения младших школьников для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе обучения дополнительной области знания; организации процесса обучения на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей в процессе обучения дополнительной области знания; применения современных технологий в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; использования возможностей образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения требуемого качества образования в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; создания условий для проявления активности самим ребенком в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения дополнительной области знания; владения основными приемами анализа и самоанализа, основными способами оценки результативности обучения дополнительной области знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; наблюдения и анализа учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания; осуществления самоанализа учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания; обсуждения отдельных учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителем и разработки предложений по их коррекции; оформления документации по обучению младших школьников дополнительной области знания; уметь: находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания; определять цели и задачи учебного занятия по обучению младших школьников дополнительной области знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; создавать условия для развития мотивации младших школьников к дополнительной области знания; сохранять баланс предметного и метапредметного содержания в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; развивать у младших школьников познавательную активность, самостоятельность и инициативу; проектировать учебные занятия по обучению младших школьников дополнительной области знания; использовать различные формы и методы обучения младших школьников дополнительной области знания, а также интегрировать в образовательный процесс современные технологии обучения; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; осуществлять наблюдение за ходом процесса обучения и его отдельных этапов; проводить рефлексию собственной педагогической деятельности по обучению младших школьников дополнительной области знания; соблюдать санитарные нормы и правила в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; знать: содержание дополнительной области знания в объёме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности; психолого-педагогические основы проведения учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания; теоретические основы и методику планирования учебных занятий по обучению младших школьников дополнительной области знания; педагогические условия развития мотивации к дополнительной области знания; методы, методики и технологии, применяемые в процессе обучения младших школьников дополнительной области знания; инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов обучения младших школьников дополнительной области знания; педагогические и гигиенические требования к организации обучения младших школьников; | 1404 | 936 | МДК.05.01 Практический курс (с указанием дополнительной области знания) МДК. 05.02. Теория и методика обучения учебному предмету (с указанием дополнительной области знания) | ОК 1 — 11 ПК 5.1 — 5.2 ПК 4.1. – 4.5 |
| Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 4644 | 3096 | | |
УП.00 | Учебная практика | 23 нед. | 828 | | ОК 1 — 11 ПК 1.1 – 5.2 |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) |
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | | | |
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | | | |
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 6 нед. | | | |
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 86 нед. |
Учебная практика | 23 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 6 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[14].
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья
и требования по доступности.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 — 7 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[16].
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
[2] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[4] Независимо от применяемых образовательных технологий.
[6] Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
[8]К направлениям развития личности относятся: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
[10] Учебная нагрузка по дисциплине «Информатика и информационные технологи в профессиональной деятельности» в связи со спецификой дополнительной подготовки в области информатики учитывается в объеме времени, отводимом на освоение ПМ.02 Организация обучения учащихся начальных классов (с указанием дополнительной области знания).
[12] Перечень дополнительных областей знания: иностранный язык; информатика.
[14]Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475;
№ 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, ст. 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, ст. 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, ст. 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974, № 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, ст. 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, ст. 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 9, ст. 870; № 19, ст. 2329; ст. 2331; № 23, ст. 2869; № 27, ст. 3462, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 11, ст. 1094; № 14, ст. 1556; № 26, ст. 3365; № 30, ст. 4247; № 49, ст. 6923, ст. 6924; № 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, № 13, ст. 1802; № 17, ст. 2479; № 18, ст. 2628; № 27, ст. 3963; № 29, ст. 4356; № 41, ст. 5628).
[16]Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6,
ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217,
ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст.4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78).